РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

196 Совершенствовать систему российского образования и просвещения была призвана Лига образования, созданная в 1905 г. При правлении Лиги работало несколько комиссий: художественная, музейная, комиссия по ре- формированию школьного законодательства, по вопросам взаимоотноше- ния семьи и школы, по открытию новых школ, по бесплатной рассылке га- зет и журналов и другие. Еще один характерный факт просветительской деятельности Л. Н. Тол- стого: утром 25 октября 1910 г. он посетил Яснополянскую школу, принес и раздал учащимся экземпляры детского журнала «Солнышко», а через три дня ушел навсегда из Ясной Поляны и через несколько дней – из жизни… После Октябрьской революции 1917 г. просвещение стало объектом самого пристального внимания со стороны новой власти. Уже 9 ноября 1917 г. ВЦИК и СНК учреждают Государственную комиссию по просвещению, ко- торую возглавил А. В. Луначарский. В октябре 1917 г. организационно оформился Союз пролетарских культурно-просветительских организаций. В пролеткультовском движении только в 1919 г. участвовало более 400 ты- сяч человек, эта организация издавала до 20 собственных журналов. В 1917 г. при активной поддержке А. М. Горького была создана Ассоциация по раз- витию и распространению наук, которую возглавил академик В. А. Стеклов. В июне 1918 г. прошел 1-й Всероссийский съезд медико-санитарных отделов Советов, который указал на необходимость широкой просвети- тельской работы среди населения по повышению его санитарной культуры и пропаганды медицинских знаний, особенно в области профилактики раз- личных заболеваний. В августе того же года был подписан декрет, поло- живший начало Обществу Красного креста и Красного полумесяца. В 1920 г. внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительский комитет, председателем которого стала Н. К. Крупская. А в 1923 г. было основано Всероссийское добро- вольное общество «Долой неграмотность» во главе с М. И. Калининым. Наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии. Главполит- просвет выпускал специальные серии популярных брошюр на антирелиги- озные, политические, экономические, бытовые, исторические и революци- онные темы. В них излагалась официальная точка зрения. Пропаганда отодвинула просветительскую деятельность на второй план, но просвеще- ние по-прежнему занимало важное место. Центрами этой деятельности становятся культурно-просветительские учреждения: клубы, библиотеки, избы-читальни. С 1923 г. их сеть увеличивается почти вдвое. Возрожда- лись народные дома (Дома просвещения), которые становились средоточи- ем местной общественной жизни. Неотъемлемой частью культурно-просветительской жизни населения стали музеи, театры и радио. С начала 20-х годов создается специализиро-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=