РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

195 как можно шире, не считаясь ни с непониманием близких, ни с теми пре- пятствиями, что ставило ему государство [8]. На Тульской земле родился еще один великий просветитель – гени- альный русский педагог К. Д. Ушинский [9], благодаря которому народная школа из идеи превратилась в строгую научную конструкцию. Во второй половине XIX века приобретают известность и такие пред- ставители тульского просветительства, как Г. И. Успенский, В. Д. Поленов, В. В. Вересаев. Наряду с ними интеллектуально-просветительный потен- циал Тульской губернии умножали врачи, педагоги, военные, статистики, инженеры, артистов театра и т. д. В 1866 г. в Петербурге было образовано Русское техническое общест- во, которое ставило задачу не только разработать тематику лекций, но и всемерно популяризовать новые знания через расширение научно- технической пропаганды. В начале 1870-х годов в Педагогическом музее прикладных знаний проходили систематические чтения популярных лекций естественно- научного и технического содержания. Эти лекции издавались в виде бро- шюр и широко распространялись. В эти годы расцветает земское образование, разворачивается движе- ние воскресных школ для рабочих, возникают либеральные просветитель- ские общества, издаются книги для народа. На рубеже XIX–XX веков в мировой практике образования и просве- щения начинает проявляться необходимость организации общественной просветительской работы на постоянной основе. В странах Европы и Аме- рики возникают разнообразные формы работы с населением. Наиболее эффективной формой общественно-просветительской деятельности стали народные университеты. Не являясь государственными структурами, на- родные университеты могли сотрудничать на договорных началах с проф- союзами, использовать помощь правительства, устанавливать плату за предоставляемые услуги. В России широкое распространение народных университетов и народ- ных домов в начале XX века связано, с одной стороны, с ростом социальной активности, стремлением народа к самообразованию и возросшей потребно- стью в знаниях; с другой – желанием интеллигенции и профессуры создать по образцу стран Европы и Америки сеть просветительских обществ, спо- собных решать не только образовательные, но и социальные задачи: по- мощь в борьбе с алкоголизмом, антисанитарией, правовой неграмотностью. Говоря о Тульской губернии, следует вспомнить и ее губернатора (с 1893 по 1905 год) Владимира Шлиппе, который организовал народные чтения, а также стал координатором деятельности Попечительства народ- ной трезвости. Кстати, именно в эти годы Тульская губерния считалась са- мой трезвой губернией в Центральной России.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=