РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

194 журнал «Экономический магазин», который Болотов выпускал при помо- щи выдающегося русского просветителя и издателя Н. И. Новикова. И еще один факт истории: именно в Туле была основана первая в Рос- сии провинциальная публичная библиотека. Ее открыл дьякон Старони- китской церкви Г. И. Павлов 1 мая 1778 г. Хотя принято считать, что просвещение в России становится обла- стью общественной деятельности лишь во второй половине XIX века, тра- диции научно-просветительских организаций восходят ко времени правле- ния Екатерины II. В 1786 г. в Петербурге было основано Императорское вольное экономическое общество – одно из старейших европейских науч- ных обществ. Оно объединило видных российских ученых и обществен- ных деятелей с целью служения делу науки, распространения в обществе передовых хозяйственных идей. В 1861 г. при Обществе был организован комитет грамотности, главной задачей которого стало широкое распро- странение знаний и грамотности среди народа. С новой идеологией в просветительстве выступило и демократическое движение «Товарищество передвижных художественных выставок». Мас- тера кисти обратились к правдивому отражению жизни, истории народа, родного края. К «Товариществу» прямо или косвенно примкнули все вид- ные художники того времени. Столь же неоценимую роль в музыкальном просвещении русского общества сыграло объединение «Могучая кучка» во главе с М. Балакиревым и Н. Римским-Корсаковым. Отмена крепостного права дала новый толчок промышленному разви- тию России. В свою очередь высокие темпы технического прогресса предъявили большие требования к системе образования и просвещения на- рода. Новая техника, иная организация труда – все это во второй половине XIX века требовало грамотного подхода со стороны рабочих, в руки кото- рых передавались дорогостоящее оборудование и техника. В 1859 г. руководство города Москвы стало инициатором и исполни- телем грандиозного проекта – возведения в Москве Политихнического му- зея, комплекса, предназначенного целенаправленно для просветительства, который строился на средства от пожертвований горожан. И в этом же году в Ясной Поляне Л. Н. Толстой открывает школу для крестьянских детей. Один из великих русских писателей относился к писательству как к «побочному продукту» своей деятельности. Главным для него было неустанная работа мысли и души, стремление к самосовер- шенствованию и преображению окружающей действительности. В поиске ответов на те вопросы, что ставили ему история и современность, он обращался то к идеям философов эпохи Возрождения, то к трактатам фи- лософов древности, то к учению Христа, то к мудрости простого народа. Когда же он обрел свою истину, то не смог оставаться просто ее «облада- телем». Выстраданное им миропонимание Толстой желал распространить

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=