РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
193 пословицы, поговорки, песни, притчи, загадки сыграли особую роль в разви- тии культуры и просвещении народа. Во все века просвещение и образование шли рядом, дополняя и разви- вая друг друга. Согласно древним летописям, еще князь Владимир Красное Солнышко после крещения Руси начал строить церкви, назначать в них священников, собирать детей (поначалу – из семей знати) «на учение книжное». Святые просветители Кирилл и Мефодий составили славянский алфа- вит и впервые перевели на славянский язык Библию. Как отмечал Д. С. Лихачев, на Руси не было Возрождения, но она за исторически короткий срок сумела шагнуть к культуре Нового времени. Много нового в экономику, политику, культуру внес в жизнь России XVIII век, что потребовало принятия серьезных мер в сфере науки и об- разования. Указом Петра I была образована Российская академия наук; появились первая газета и музей, были открыты новые образовательные учреждения. Одним из зачинателей русского просвещения, участником школьных реформ был В. Н. Татищев. Крупным просветителем петров- ской эпохи являлся и Феофан Прокопович – также деятельный участник школьных реформ. Говоря об истоках российского просветительства, популяризации на- учного знания, мы с гордостью называем имя М. В. Ломоносова [5]. Президент Академии наук СССР С. И. Вавилов, крупнейший знаток наследия Ломоносова, инициатор создания просветительской организации в стране, отмечал универсальность неистощимого таланта гения, чьи рабо- ты по физике, химии и другим естественнонаучным дисциплинам, по ис- тории, географии, экономике, литературе, языку неизменно воплощали не- истребимое желание великого ученого нести знания народу. Огромной заслугой Ломоносова явилось основание Московского уни- верситета. Привлекая внимание общественности к педагогическим про- блемам, защищая интересы русского народа, он объединил вокруг себя прогрессивно настроенных ученых, своих учеников. Уже в те годы начали формироваться отличительные черты русского общественно-педагоги- ческого движения: опора на народную педагогику, борьба против угнете- ния личности, стремление к всенародному просвещению. Внутренняя сила русского народа была такова, что из недр его с за- видной регулярностью являлись «собственные Платоны» и «быстрые ра- зумом Ньютоны». В их числе был и туляк А. Т. Болотов [2], проявивший себя замечательным писателем и журналистом, агрономом, селекционером и экономистом. Благодаря ему в России появилось первое экономическое периодическое издание – журнал «Сельский житель» (1779 г.). Но еще большую роль в распространении хозяйственного опыта, экономических знаний, полезных практических сельскохозяйственных сведений сыграл
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=