РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

180 Выбор методов, средств и содержания образовательного процесса по экологии зависит от конкретных задач, которые ставит преподаватель при изучении дисциплины: – формирование системы представлений о мире природы как сово- купности конкретных природных объектов и их комплексов; – развитие субъективно значимого отношения к природным объектам, обладающим уникальностью, неповторимостью и самоценностью; – разработка стратегий и технологий взаимодействия человека с при- родными объектами [2]. На занятиях по экологии со студентами, обучающимися по гумани- тарным направлениям подготовки (история, философия и другие) реали- зуются все вышеперечисленные задачи. Формирование и развитие экологической культуры студентов может обеспечиваться за счет создания развивающей образовательной среды, применения интерактивных форм и методов обучения, активизации само- стоятельной познавательной и исследовательской деятельности путем обу- чения решению экологических проблем, поставленных в учебных заданиях и в заданиях для самостоятельной работы, использования субъективного опыта участников образовательного процесса. Формирование системы представлений о мире природы как совокуп- ности конкретных природных объектов и их комплексов осуществляется как на лекциях, так и на практических и семинарских занятиях при изуче- нии тем: «Организм и среда», «Экология популяций», «Биоценозы», «Эко- системы», «Основы учения о биосфере», «Экологические основы рацио- нального природопользования». Рассматриваются общие закономерности действия экологических факторов на живые организмы, особенности природных сред обитания, специфика среды жизнедеятельности человека, адаптации организмов к действию разных факторов среды; особенности структуры, динамики, саморегуляции и устойчивости надорганизменных систем; проблемы взаи- модействия человека и биосферы. Студенты изучают как общеэкологиче- ские вопросы, так и способы адаптации своего организма к условиям ок- ружающей среды (например, определяют биоритмы, адаптивные типы). Многообразие организмов и формообразующее действие условий сре- ды на них изучается с использованием коллекций гербария имени профес- сора В. Н. Хитрово кафедры ботаники, физиологии и биохимии растений, а также экспонатов зоологического музея имени А. В. Смирнова кафедры зоологии Орловского государственного университета. Гербарий имени профессора В. Н. Хитрово в 2006 году зарегистриро- ван в «Index Herbariorum» (Международный сборник сведений о гербари- ях, New York), с присвоением ему акронима – уникального международно- го буквенного кода – OHHI.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=