РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

179 рование экологических ценностей, так как любой человек, являясь частью природной среды, должен осознавать свою зависимость от ее условий и быть ответственным за те изменения, которые вызывает в природе его деятельность, необходимо формирование личности, обладающей экологи- ческим сознанием. Как известно, экологическое сознание – это часть общественного и инди- видуального сознания, «совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней» [4]. Экологическое сознание должно быть ориентировано на экологическую целесообразность, на отсутст- вие противопоставления человека и природы, на восприятие природных объ- ектов как полноправных субъектов по взаимодействию с человеком. Сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе, их экологическую куль- туру. Соединяя в себе сложную совокупность ценностных отношений к окружающей среде, экологическая культура служит одним из важнейших средств социальной ориентации личности в системе «природа – общест- во». Экологическая культура «утверждает личность в качестве субъекта социальных связей и отношений, вовлекает ее в многообразные формы ин- тенсивного взаимодействия общества и природы, которое обусловлено оп- ределенными факторами, связанными с производством, обменом и потреб- лением, с отношением к собственности, а также со сложившимися нормами, правилами, социальными институтами, службами» [2]. Экологи- ческая культура заключает в себе огромный духовный потенциал, служит одной из движущих сил социального и научно-технического прогресса. Человек, осознавший себя частью природы, психологически готов к эколо- гически целесообразной деятельности [5]. Вопросы формирования экологической культуры студентов высшей школы в системе непрерывного экологического образования нашли отра- жение в работах С. М. Сухоруковой, Р. В. Веснина, Г. В. Стадницкого, И. В. Вольфа, И. Ф. Ливчак, М. А. Лигай, Л. В. Романенко, И. Н. Понома- ревой, Н. А. Андреевой, В. П. Соломина и многих других ученых– методистов. В них показана взаимосвязь экологических знаний с различ- ными научными областями: химией, физикой, географией, экономикой, философией, социологией, историей, педагогикой, психологией и други- ми дисциплинами. Тем не менее, остается немало методических проблем, связанных с разработкой новых усовершенствованных учебных программ, учебных и учебно-методических пособий, учебно-методической документации по экологии, нацеленных на развитие экологических знаний, обусловленных профессиональной потребностью будущих специалистов.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=