РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

177 В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизнен- ных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности моло- дой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная духовная работа. Молодому человеку, об- ратившемуся к анализу и сопоставлению общечеловеческих ценностей и своих собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно разрушить или принять исторически обусловленные нормати- вы и ценности, которые определяли его поведение в детстве и отрочестве. В преддверии юности у героя трилогии Л. Н. Толстого появляется «новый взгляд на жизнь, ее цели и отношения». С этого времени начинает- ся особенно интенсивная сознательная внутренняя работа героя, анализ собственных чувств, мыслей и поведения. Воспитывая самого себя, юноша преодолевает прежде всего предрассудки своего социального круга. Л. Н. Толстой видит выход жизненных исканий юности в самовоспитании, основанном на безусловной искренности человека перед самим собой и анализе всех своих чувств. По своему тону «Юность» – произведение критическое. Критика эта повернута, прежде всего, против самого героя. Он чувствует на каждом шагу шаткость своей позиции и все время ловит себя либо на том, что мысли и чувства его отклоняются в сторону обычно- го, тривиального пути, либо на том, что дела расходятся со словами, то есть поступки не соответствуют принятым обязательствам. Между тем аналитическая способность его ума действует неизменно, не зная устали и не идя ни на какие уступки. Юность живет не столько действительностью, сколько мечтой. В юности человек устремлен в будущее, в мечте испытывает возможности своего жизненного пути, определяет общий характер своего пути. Главное для Николая в его юношеской мечте то, что она есть критика прошедшего и страстное желание совершенствоваться. Таким образом, юность главного героя – пора обретения утраченных в годы отрочества силы и теплоты чувств, но уже не безотчетных, как в детстве, а проникнутых сознательным стрем- лением к добру, верой в него. Таким образом, в своей трилогии «Детство. Отрочество. Юность» Л. Н. Толстой описал некую художественную концепцию психического развития ребенка. Ее критерии – это развитие моральных качеств, отноше- ние к миру, мировосприятие и мироощущение. Нельзя отрицать, что писа- тель хотел изобразить стадии формирования личности не абстрактного че- ловека, а человека определенной социальной среды, и его психическое развитие, соответственно, наполнялось им совершенно определенным со-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=