РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

176 витии ребенка школьного возраста. Чаще всего имеют в виду те трудности, которые возникают у взрослых при общении с подростком. Но трудности переживает и сам ребенок. Они начинаются уже с биологических характе- ристик ребенка, так как в это время все системы организма работают рас- согласовано. Общая же тенденция – изменение состояния, переход от дет- ства к взрослости. Так как изменения в организме подростка очень значительные, то можно говорить об определенной роли биологического фактора в психическом развитии подростка. Социальная ситуация в подростковом возрасте неоднозначна. С одной стороны, подросток остается учащимся, материально зависимым; с другой – возникают новые потребности, связанные с взрослением. Это сказывается на взаимоотношениях подростка с окружающими людьми. Причина конфликтов состоит в противоречии: с одной стороны, у подро- стка существует потребность быть и считаться взрослым, с другой – роди- тели относятся к нему по-прежнему, как к ребенку. В трилогии Л. Н. Толстого отрочество – это неминуемый и тяжелый разлад духовно выросшего человека с миром; разлад, от которого он по- рою испытывает какое-то непонятное наслаждение и с которым вместе с тем он решительно не хочет мириться. Проникновение в детскую душу сознания зла, социального неравенства вызывает в нем нравственное смя- тение и кладет начало его психическому развитию. В этот период развития начинается становление человеческого «Я» – про- цесс сложный и болезненный. Происходит разрыв непосредственных связей ребенка с окружающими, он начинает выделять себя, сознавать свое «Я». Главный герой видит, что гармонии нет и в устройстве всей жизни людей. По- нимание того и другого доставляет ему тяжкие душевные страдания. Однако он считает, что такое состояние является временным. Недаром отрочество сравнивается им с пустыней, через которую он хотел бы поскорее пройти. На первый взгляд может показаться, что в обрисовке духовного разви- тия своего героя Л. Н. Толстой исходит только из возрастных, чисто психоло- гических отличий стадий формирования человеческой личности. В действи- тельности же писатель рисует процесс формирования не абстрактного человека, а человека определенной социальной среды. Задавшись целью вы- явить «характеристические» черты каждой из описываемых «эпох» человече- ской жизни, Л. Н. Толстой вслед за тем говорит о необходимости «показать дурное влияние» на героя трилогии «тщеславия воспитателей и столкновения интересов в семействе». Так социальный фактор – влияние среды – вступает во взаимодействие с фактором собственно психологическим. Юность – это период жизни после отрочества до взрослости (возрас- тные границы условны – от 15–16 до 21–25 лет). Это период, когда человек может пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притя- зающего на взрослость, до действительной взрослости.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=