РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

175 но отраженного в ней. Но существо вопроса этим далеко не исчерпывается. Образ главного героя автобиографичен преимущественно со стороны сво- его психологического содержания. Именно в мыслях, чувствах, пережива- ниях главного героя Л. Н. Толстой отразил пережитое и передуманное им самим в ранние годы жизни. Проблема периодизации психического развития является одной из значимых проблем возрастной психологии. Суть данного вопроса состоит в том, чтобы выделить в жизни человека определенные возрастные этапы или периоды, на каждом из которых его психическое развитие определя- лось бы некоторыми параметрами, рядом характеристик и закономерно- стей, зависимыми от некого заданного критерия. В психологии существует множество периодизаций психического раз- вития, но все их можно разделить на три группы: биологизаторские; пе- риодизации по империческим или педагогическим критериям, то есть идущие от практики; периодизации по психологическим критериям, то есть основанные на некоторых психических составляющих. Последние критерии являются наиболее оптимальными и точными, так как психиче- ского развитие является внутренней характеристикой человека и, соответ- ственно, определяется внутренними факторами. Л. Н. Толстой не был профессиональным психологом, но его жизнен- ный опыт и мудрость во многом определили правильность и точность его суждений. В трилогии «Детство. Отрочество. Юность» писатель заклады- вает собственную авторскую периодизацию психического развития. Он выделяет три периода в жизни ребенка на основе изменения его моральных суждений и отношения к миру, что является психологическими критерия- ми его периодизации. Для Л. Н. Толстого не так важны были точные возрастные рамки перио- дов его периодизации психического развития, он не стремился их обозна- чить, больше внимания он уделял психологическим изменениям в личности ребенка, изменениям во взглядах и мироощущении главного героя трилогии. Л. Н. Толстой считал, что человек в ранние годы обретает то непо- средственное чувство гармонии, к которому сознательно или бессозна- тельно стремится всю жизнь. В первой части трилогии главный герой – это невинный, чистый ребенок, радостно и гармонически воспринимающий все, что его окружает. Но в то же время Л. Н. Толстой дает почувствовать, что в действительности эта жизнь полна неблагополучия. Тревожное, бес- покойное состояние пришло к главному герою вместе со способностью оце- нивать и анализировать поступки, мысли и чувства других людей и самого себя. Аналитическая способность растет в нем с каждым, пускай и самым незначительным, столкновением с окружающей действительностью. В психологической литературе подростковый возраст определяется как переходный, трудный, критический и занимающий особое место в раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=