РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

173 является интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофи- зиологию, сравнительную психологию, с медицинскими – через медицин- скую психологию, с педагогическими – через психологию развития и педа- гогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию и т. д. В результате, можно сказать, что психология развивается на пересече- нии естественных, гуманитарных и технических направлений научных ис- следований и имеет связи со всеми общеобразовательными дисциплинами. Рассмотрим более подробно связь психологии и литературы на при- мере анализа конкретного литературного произведения. В целом работы литераторов можно отнести к житейской психологии, которая имеет сле- дующие отличия от научной: 1) по степени обобщения знаний и формам их представления (житейские знания связаны с конкретными ситуациями, в то время как научные стремятся к обобщению и нахождению общих за- кономерностей), 2) по способу получения знаний и степени их субъектив- ности (житейские в отличие от научных носят интуитивный характер, субъективны, фрагментарны), 3) по способам передачи знаний. Стоит ска- зать, что научная психология использует данные житейской, в частности: 1) опирается на житейский психологический опыт, 2) извлекает из него свои задачи, 3) на последнем этапе им проверяется. Одной из дисциплин психологического блока является возрастная психология. В рамках ее изучения логично находить связи с литературны- ми произведениями, основанными на описании жизни человека на протя- жении длительного периода. К таким литературным произведениями отно- сится трилогия Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Анализ истории русской литературы показывает, что классические произведения в большинстве своем построены на двух концепциях – опи- сание психологизма героев в контексте их отношения к миру и другим лю- дям и разработка внутренней психологии, основанной на анализе психоло- гических особенностей персонажей. Наиболее ярко оба этих направления можно проиллюстрировать, опираясь на творчество Л. Н. Толстого. Лев Николаевич в своих произведениях всегда очень глубоко разраба- тывал психологические портреты. Психологизм – это стилевая характери- стика литературных произведений, в которой подробно и глубоко изобра- жается внутренний мир персонажей, то есть их ощущения, мысли, чувства, и, возможно, дается тонкий и убедительный психологический анализ ду- шевных явлений и поведения. Согласно А. Б. Есину, психологизм – это достаточно полное, подробное и глубокое изображение чувств, мыслей, переживаний вымышленной личности (литературного персонажа) с помо- щью специфических средств художественной литературы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=