РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

172 Важность межпредметных связей подчеркивали еще В. Ф. Одоевский, К. Д. Ушинский и другие педагоги XX века. Они подчеркивали необходи- мость взаимосвязей между учебными предметами для отражения целост- ной картины мира, природы «в голове ученика», для создания истинной системы знаний и миропонимания. В педагогике выделены различные классификации межпредметных связей, и нельзя сказать, что гуманитарные дисциплины связаны только с гуманитарными, а точные – с точными. Все науки отражают один и тот же реальный мир, хотя и различными средствами. Точные – в понятиях, законах, теориях, гуманитарные – чаще всего в образах, что иногда для учащихся гораздо ближе и понятнее. Психология как наука возникла на пересечении двух больших облас- тей знаний – философии и естественных наук, и до сих пор не определено, считать ее естественной наукой или гуманитарной. С одной стороны, пер- вый научный труд по психологии относят к древнегреческой философии. Аристотель, начиная свой трактат «О душе», написал: «Среди прочих зна- ний исследованию о душе следует отвести одно из первых мест, так как оно – знание о наиболее возвышенном и удивительном». В дальнейшем становление психологии как самостоятельной, действительно научной дисциплины происходило на фоне открытий, которые совершались в рам- ках естественнонаучных исследований. Многие ученые, проводя анализ основных тенденций в развитии ми- рового научного сообщества, приходят к выводу, что XXI век является ве- ком расцвета наук о человеке, веком человекознания и обществознания. Об этом свидетельствует многообразие современных подходов к изучению человека: субъект и объект исторического процесса – личность в истории; естественный подход – человек как индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости, резуль- тат биологической эволюции – вид Homo sapiens; основная производи- тельная сила общества – субъект труда; субъект познания, коммуникации, управления и воспитания. Одновременно с процессом дифференциации научного знания о чело- веке наблюдается встречный процесс интеграции. Тенденция к объедине- нию различных наук, аспектов и методов исследования человека в те или иные комплексные системы ведет к возникновению новых пограничных дисциплин и соединению посредством их многих, ранее далеких друг от друга, областей естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики. Психология в этой системе является связующим звеном, средством объединения различных разделов естествознания и общественных наук в новом, целостном знании о человеке. Отечественный психолог Б. Ф. Ло- мов писал, что важнейшая функция психологии заключается в том, что она

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=