РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
162 О. В. Солопов, младший научный сотрудник Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ И КОНФЛИКТЫ В ТУРИЗМЕ Туризм в России является быстро развивающейся индустрией, прочно «вплетающейся» в общественную жизнь и охватывающей самые различ- ные социальные слои. Развитие туризма является одним из важнейших на- правлений государственной политики: на федеральном и региональном уровнях разрабатываются стратегии и программы развития культуры и ту- ризма, стимулируется образование в данной сфере, на государственных каналах выходят документальные фильмы, демонстрирующие туристский потенциал нашей страны. Институциональный характер туризма, обусловленный большим ко- личеством субъектов, вовлеченных в данную отрасль, требует четкого пра- вового и морального регулирования. В связи с этим Всемирной туристской организацией и был принят Глобальный этический кодекс туризма, содер- жащий основные принципы моральной регуляции туризма, охватывающие всех субъектов туристского процесса [4]. На основе анализа данного кодекса мы выделяем следующих субъ- ектов туристского процесса: 1) туристы; 2) работники, задействованные в туристской сфере; 3) граждане страны (местные жители), проживаю- щие на территории туристской дестинации (туристского центра); 4) ор- ганы государственной власти; 5) хозяйствующие субъекты на рынке ту- ристских услуг; 6) исследовательские организации; 7) учреждения культуры; 8) образовательные учреждения; 9) средства массовой инфор- мации (далее – СМИ) [8]. Вполне очевидно, что каждый из упомянутых субъектов имеет свои ценностные ориентации и преследует собственные цели [7]. Также оче- видно, что различные ценностные ориентации субъектов лежат в основе культурных конфликтов. Определяя иерархию ценностей в туристическом процессе, мы руко- водствуемся положениями Всеобщей декларации прав человека и Гло- бального этического кодекса туризма, в которых обозначены принципы прав человека и моральной регуляции согласно ценностным установкам и нормативным правилам. Туристы и местные жители относятся к наиболее свободной катего- рии субъектов в отношении выбора ценностных установок при решении конфликтных и противоречивых ситуаций, поскольку подобный выбор яв- ляется естественным правом каждого человека [3].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=