РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

160 зволяет сделать вывод о взаимосвязи процесса изучения какого-либо ком- понента программы и развития профессиональной компетентности у воспитателей в соответствии с требованиями, определенными в предло- женной модели [1]. Модель характеризуется наличием конкретной цели (инвариантная составляющая) и средств достижения основных и промежуточных задач (вариативная составляющая). Она целостна, все компоненты взаимосвя- заны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат повышения показателя уровня развития профес- сиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В основу разработанной модели положены общепедагогические принципы, необходимые для успешного формирования профессиональной компетентности воспитателя. 1. Принцип гуманизации и демократизации образовательного процес- са (М. М. Балашов, З. Я. Ягудина, И. И. Шашлова и др.). 2. Принцип социально-ценностной направленности деятельности пе- дагога, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, соот- несения общественных и личностных ценностей (С. М. Колова, Л. Я. Ру- бина, Г. С. Трофимова, Г. П. Черноусов и др.). 3. Принцип непрерывности профессионального образования в совре- менном социокультурном пространстве (Л. Н. Вавилова, Т. А. Ерахтина, П. П. Терехов и др.). 4. Принцип вариативности, предполагающий создание условий для индивидуально-ориентированного обучения (И. В. Гришина, А. Ю. Курин, В. И. Юдин и др.). 5. Принцип опоры на ведущие достижения науки и техники, интегра- ции традиционных и инновационных ценностей (Н. Ф. Вишнякова, Н. Б. Го- луб, А. И. Каптерев, А. Ю. Курин, И. Я. Никанорова и др.) [3]. В рамках модели реализуются педагогические условия, которые спо- собствуют достижению оптимального уровня профессиональных компе- тенций за счет стимулирования воспитателей к самообразованию и более активного вовлечения их в образовательную среду, связанную с профес- сиональной деятельностью. Особое внимание уделяется профессиональ- ным затруднениям педагога, проблемным зонам в профессионально- педагогической деятельности, что, в свою очередь, способствует опреде- лению оптимального содержания, приемлемых способов взаимодействия и организации обучения. Этапы деятельности по реализации модели развития профессиональ- ных компетентностей педагогов: 1) определение исходного уровня подготовки педагогов; 2) определение актуального перечня задач развития профессиональ- ных компетентностей;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=