РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

156 – самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи; – выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи; – планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задач; – реализация программы выполнения самостоятельной работы. Таким образом, одной из стратегических целей современного образо- вания является превращение студента в активного субъекта собственного учения. Он должен быть психологически и функционально готов – в зави- симости от своих способностей, интересов, наклонностей и жизненных планов – выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, вес- ти исследовательский поиск, извлекать из различных источников инфор- мацию и превращать ее в знание. В современной высшей школе важным является формирование и раз- витие у студентов навыков активного самостоятельного овладения зна- ниями, расширения теоретического кругозора, правильной организации своей работы по поиску необходимых материалов и их изучению, по прак- тическому применению полученных в ходе работы знаний и навыков. Без этого будущему специалисту трудно ориентироваться во все возрастаю- щем объеме знаний, в увеличивающемся потоке информации. Особую актуальность эта задача приобретает в настоящее время, ко- гда ощущается острая необходимость подготовки специалиста широкого профиля, способного к профессиональной мобильности. В этой связи воз- растает количество студентов, совмещающих обучение в различных вузах России, а также активизируется студенческая мобильность, при которой появляется возможность проходить одновременное обучение в вузе России и в вузе за рубежом по различным областям знаний [3]. Это становится возможным благодаря глобальной компьютеризации и информатизации общества, в частности, наличию разнообразных образо- вательных платформ, благодаря которым оптимизируется учебная работа, и студенты получают возможность изучить определенный объем материа- ла самостоятельно, последовательно выполняя указания электронных учебно-методических материалов. Таким образом, повышение роли самостоятельной работы предполагает: – переработку учебных планов и программ в рамках существующих ГОСов с целью увеличения доли самостоятельной работы студента над изу- чаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изу- чения, в том числе и с помощью компьютерных методических средств. При этом должна учитываться обеспеченность тем и разделов учебной литерату- рой и ее доступность для всех обучающихся. Рекомендуемая аудиторная на- грузка на младших курсах – 23–25 часов в неделю, на старших – 18–20 часов; – оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс но- вых технологий обучения, повышающих производительность труда препо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=