РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

151 общества и может быть целостно осмыслена только логикой диалектиче- ского сознания. Нужно отметить, что подобное умозаключение исследова- теля закладывает очевидно новый смысл и понимание всего гуманитарного знания, что придает ему дополнительный импульс развития. В 1922 г. выходит в свет «Очерк развития русской философии» Г. Шпета. В нем русский философ изложил свою уникальную концепцию историко-философского процесса, сформулировал новые методологиче- ские подходы к исследованию развития гуманитарного знания и в том числе философской мысли. Так, анализируя прошлое отечественной фило- софской мысли, Г. Шпет не просто критически оценивает мыслителей и традиции, получившие определенное развитие, но и стремится выявить возможные начала преодоления кризиса будущего позитивного развития гуманитарного знания в конце XIX – начале XX в. Нужно сказать, что в 1920 г. Г. Шпет открывает первый в России ка- бинет этнической психологии, исходя из идеи ее практического примене- ния, а в 1927 г. в свет выходит его работа «Введение в этническую психо- логию». В предисловии к ней Г. Шпет отметил «…все растущий интерес к краеведению и к изучению так называемых национальных мень- шинств…» [4], – то, что подтолкнуло его к написанию работы. Г. Шпет считал, что индивид как представитель этнической общности является в типологии «репрезентантом» многих индивидов; проблема цен- ностей – путь понимания причин слабости или устойчивости свойств и качеств как этнической группы, так и личности. Шпет писал: «Как бы индивидуально ни были люди различны, есть типическое, общее в их пе- реживаниях…» [4, 107]. В этом утверждении он указывает, что историче- ская общность несет в себе способность развить самостоятельное волевое единство, сообщающее ему характер совокупной личности, подчиняющей себе отдельных лиц, его образующих [4, 54]. Шпет определил, что этноп- сихология всегда должна исследовать конкретный народ через определен- ную систему знаков: язык, мифы, нравы, науки, искусство и т. д. Также в 1923 г. Шпет становится вице-президентом Российской ака- демии художеств, а с 1932 г. – проректором Академии высшего актерского мастерства, созданной К. С. Станиславским, и работает во Всероссийском союзе писателей. В этой связи искусство понималось Г. Шпетом как процесс творческо- го рождения духа и создание им творений на основе красоты, а конечный результат – как эстетический предмет. В нем исследованию подлежала структура результата творения. Г. Шпет исходил из идеи, что структура есть устойчивая организация элементов, стабильная упорядоченность, оп- ределяющая взаимозависимость и функционирование всех связей системы. Г. Шпет подчеркивает значимость искусства и художника, так как ху- дожник придает действительности конкретную внешность, выразив через

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=