РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

150 Начиная еще с периода ученичества на философском отделении исто- рико-филологического факультета Киевского университета Святого Вла- димира, Густав Шпет в работе философско-психологических семинаров Г. И. Челпанова черпает свой уникальный опыт мышления, который в кон- це XIX – начале XX в. становится русской формой поиска новых методо- логических решений в области гуманитарного знания. Г. Шпет верил в то, что во время его жизни в области гуманитарного знания должны произойти значительные перемены. Так, начиная историю русской философии, Г. Шпет выбирает эпиграф из Овидия: «Пусть востор- гаются другие добрым старым временем, я поздравляю себя с тем, что ро- дился именно теперь…» [1, 217]. По собственному выражению, Г. Шпет видел себя в роли строителя-новатора нового знания. Показательна его программа философского дискурса, которая была озвучена им в речи 26 января 1914 г. во время открытия Московского общества по изучению научно-философских вопросов. Г. Шпет утверждал, что философия «…имеет свое строгое определенное содержание, это, прежде всего, об- ласть принципов, начал, исходных пунктов, оснований. Только своеобра- зие философского метода, вытекающее из сущности самой философии, вечное в ней «да» или «нет», вечный диалог, мешает иногда разглядеть в истории философской мысли ее единство, преемственность, философ- скую традицию. Между тем, именно в искании основ она всегда была и ос- тается. Научные взгляды, как и всякое миропонимание вообще, должны опираться на философский фундамент, ибо нет другого знания об основа- ниях. Так было в античном мире, так осталось и в Новое время. «Идея гра- ницы» познания Локка, «география ума» Юма, «наукоучение», «основные начала» Спенсера и др. – это образцы и примеры попыток осуществления одной философской идеи…» [2, 9–10]. В этом утверждении Г. Шпет донес до нас основную задачу философствования – преодоление заблуждений и суеверий прошлого как основа нового методологического вектора в раз- витии гуманитарного знания. Пристальное внимание Густав Шпет уделял вопросам философии ис- тории. Так, важной вехой в этом направлении было издание в 1916 г. его научного труда «История как проблема логики». В предисловии Г. Шпет написал: «…мы вступали в университет, зачарованные радикализмом и простотой того решения исторической проблемы, которое обещал заман- чивый тогда исторический материализм. Более углубленное изучение ис- тории наглядно обнаруживало ту бедность и ограниченность, которые вно- сились в науку кажущейся простотой его схем» [3]. Г. Шпет в своем исследовании сделал попытку преодолеть указанные схемы и стереотипы, выявить истинный смысл и логику в понимании истории не в рамках есте- ственнонаучного процесса; определить историю не как создание нашего разума, а как действительность, которая формируется в культурном опыте

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=