РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

148 Мы считали важным предоставить каждому ребенку возможность об- разными словами выразить свое личное отношение к воспринимаемому. За счет тематики и сюжета картин у детей расширялись и углублялись пред- ставления об общественных явлениях, формировалась картина окружаю- щего социального мира. Занятия способствовали самоидентификации лич- ности с учетом имеющихся ресурсов, что непосредственным образом влияет на социальную адаптацию детей. В создаваемой на занятии ситуации взаимодействия действия каждого ребенка были обусловлены его внутренним состоянием, интенциями или личностными чертами, а также предшествующим реальным опытом, с по- зиции которого он оценивал воздействия или отношения каждого участника взаимодействия, изображенного на картине. Отражаемое в речи понимание социальной причинности демонстри- вовало проникновение ребенком в динамику взаимоотношений, влияние взаимодействий на изображенные происходящие события. Таким образом, происходило расширение «временного» диапазона мышления ребенка, увеличение его надситуативности и способности к прогнозированию, что позволяет во много раз увеличить информационный контроль человека за ситуацией. Процесс развития и закрепления каузальных схем разворачивался на протяжении всей беседы по картине, что способствовало накоплению социального опыта, обусловливающего дальнейшее своеобразие схем ат- рибуции и способности к категоризации. Формируемые при этом пред- ставления о социальной причинности выступали важной составляющей интеграции детей с нарушением зрения в современное социокультурное пространство и повышению их социальной адаптированности. Для развития представлений о социальной причинности картина пре- подносилась детям как своеобразная проблемная ситуация , описывающая взаимодействия персонажей, причины поступков которых они должны были указать. В этом случае проблемная ситуация представляла собой противоре- чие и включала познавательную потребность, неизвестное, познавательные возможности ребенка. Такая проблемная ситуация составляла начальный этап процесса мышления по определению социальной причинности. Одна- ко она не обеспечивала сама по себе возможности открытия смысла отно- шений. Для этого детям предлагалось изменить точку зрения, посмотрев на ситуацию с позиций каждого участника. В качестве экспериментального материала использовались изобра- женные на картине межличностные ситуации, описывающие взаимодей- ствие персонажей. Такое применение ситуаций традиционно для иссле- дования психологической причинности. В нашем случае они были модифицированы в соответствии с целями исследования и проиллюст- рированы произведениями искусства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=