РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

147 в сознании ребенка начинает реализовываться идея М. М. Бахтина о диало- говом характере сознания: высказывая свое, человек предвидит, предчувст- вует, мыслит о мнении другого, имеет его в виду. В ситуации взаимодейст- вия действия каждого партнера объясняются не только его внутренним состоянием, интенциями или личностными чертами, но и предшествующим реальным или ожидаемым воздействием или отношением со стороны каж- дого участника взаимодействия или взаимоотношений. Социальная причинность демонстрирует понимание ребенком динами- ки взаимоотношений, влияние взаимодействий на складывающиеся отно- шения, то есть происходит расширение «временного» диапазона мышления ребенка, увеличение его надситуативности и способности к прогнозирова- нию, что позволяет во много раз увеличить информационный контроль че- ловека за ситуацией. Предпринятое нами исследование было направлено на выявление уровня развития у старших дошкольников с нарушением зрения представлений о социальной причинности как важного показателя соци- альной адаптированности личности ребенка. На базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 125 – детского сада комбинированного вида нами было проведено исследование, в котором участвовали дети старшего дошколь- ного возраста с нарушением зрения. В ходе исследования было выявлено, что у 70 % детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения критический уровень представлений о социальной причинности, и только у 30% – допустимый. Оптимального для данного возраста уровня диагно- стировано не было, это свидетельствует о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения имеются проблемы в социальной сфере, обусловленные недостаточной сформированностью представлений о социальной причинности. В ходе эксперимента на базе МБОУ № 125 было создано виртуаль- ное мобильное музейное пространство, в котором с детьми с нарушением зрения проводились занятия, направленные на их интеграцию в социо- культурное пространство. Каждое занятие предусматривало рассматрива- ние картины с беседой об отношениях между людьми, изображенными художником. При отборе картин мы учитывали ряд требований: доступ- ность содержания картины детям старшего дошкольного возраста, бли- зость к их личному опыту, способствующая созданию интереса к изобра- женным событиям, высокая художественная ценность, реалистичность изображения. В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое вни- мание обращалось на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина рассматривалась по частям. Вначале вы- делялось главное, затем детали, которые дети должны были заметить са- ми. Затем обращалось внимание на интерьер, фон, пейзаж.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=