РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

146 педагогики. Музейная педагогика может решать задачу, остро стоящую перед современным обществом в воспитании и обучении детей с ограни- ченными возможностями здоровья (ОВЗ), – формирование самосознания, умения успешно адаптироваться в окружающем мире. Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья становится приоритетной задачей современного российского об- щества. Интеграция детей с ОВЗ в современное социокультурное про- странство основывается на концепции нормализации , в основе которой лежит идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностя- ми должны быть как можно более приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Необходимым условием организа- ции успешного воспитания и обучения детей с ограниченными возможно- стями здоровья в дошкольном образовательном учреждении является соз- дание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном процессе. В детском саду необходимо обеспечить единый процесс социализации- индивидуализации личности дошкольника через процесс осознания ребен- ком своей связи с социальным миром, вхождения ребенка в культуру, при- своения достигнутого содержания культурно-исторического опыта в субъ- ектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Одним из эффективных средств интеграции детей с нарушением зре- ния в современное социокультурное пространство является доступная му- зейная среда. Сегодня музей рассматривается не только как одно из средств постижения многообразия красоты окружающего мира, но и как средство адаптации ребенка с особыми потребностями к этому миру. Мо- бильное музейное пространство в дошкольном образовательном учреж- дении дает возможность выразить свою активность в разных формах дея- тельности, научиться понимать чувства и эмоции, изображенные в произведениях искусства, проявить сопереживание и эмпатию. Мы предположили, что мобильная музейная среда будет способство- вать решению задачи успешной интеграции и социальной адаптации ре- бенка с особыми образовательными потребностями в современном социо- культурном пространстве, в аспекте понимания проблемной ситуации взаимодействия, отраженной в произведении искусства. Понимание такой ситуации невозможно без навыков причинно- следственного анализа проблемной ситуации взаимодействия. Такой анализ включает в себя использование представлений о социальной причинности, которые предполагают выявление причинных связей между действиями ин- дивидов в процессе целесообразной совместной деятельности и межлично- стного общения. В своих исследованиях О. Б. Чеснокова подчеркивает, что представле- ния о социальной причинности возникают на таком этапе развития, когда

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=