РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

141 В начале учебного года изучаются познавательные затруднения пер- вокурсников, связанные со степенью развития общеучебных умений. К ним мы отнесли: умение читать (понимание смысла прочитанного, уме- ния составить план прочитанного, выделить главную мысль текста, со- ставить тезисы); умение говорить (словарный запас, владение общеязы- ковой лексикой, степень понимания основных педагогических терминов, аргументированность речи); умение писать (умение вести запись на лек- циях, логичность письменного ответа, стиль письменной речи, разнообра- зие лексики). Общеизвестно, что в педагогический вуз поступают студенты, недос- таточно мотивированные на педагогическую профессию. Этим обусловле- но изучение мотивационно-ценностных проблем, которые имеются у пер- вокурсников. Мы выявляем мотивы поступления в педагогический университет, ожидания от обучения в нем, наличие и направленность по- знавательных интересов, а также наличие профессиональных намерений. Кроме того, мы исследуем, что студенты первого курса знают о профессии учителя; что им кажется главным в педагогической деятельности; должен ли, по их мнению, человек, собирающийся стать педагогом, иметь специ- альные способности и какие; каковы, по их мнению, личностные качества, без которых невозможно стать хорошим учителем. Среди организационных трудностей изучаются: умение распределять время для выполнения заданий в рамках самостоятельной работы при изу- чении разных учебных дисциплин; степень ориентации в различных ин- формационных источниках (каталоги библиотеки ТГПУ им. Л. Н. Толсто- го, пользование электронными библиотеками, работа в поисковых системах Интернета; степень знакомства с нормативными документами об образовательном процессе в вузе). Изучение рефлексивных затруднений первокурсников позволяет выявить степень их профессиональной самоидентификации; готовность к самоанализу и самооценке результатов познавательной деятельности, а также личностного и профессионального роста; адекватность личностной самооценки. На первом этапе мониторинга выявлялись мотивационные затруд- нения. Обследовались 182 студента, обучающихся по направлению «Пе- дагогическое образование» (профили «Математика» и «Физика», «Физи- ческая культура», «Иностранные языки», «История» и «Право»). В ходе анонимного анкетирования 40 % опрошенных ответили, что в педагоги- ческий вуз их привело желание получить диплом о высшем образовании, 49 % студентов проявляют интерес к выбранной профессии. От процесса обучения в вузе 47 % первокурсников ожидают получить знания и уме- ния по выбранному профилю, 20 % – возможность общения с разными

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=