РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

140 процессе происходят коренные изменения в плане направленности всех его компонентов на становление и развитие студента как субъекта собственной жизнедеятельности, активно, творчески, избирательно, самостоятельно и инициативно решающего разнообразные жизненные и профессиональные проблемы. Именно формирование субъектности будущих учителей в мно- гообразной познавательной деятельности способствует их личностному и профессиональному росту, стимулирует потребность в самообразовании и профессиональном самоопределении, повышая тем самым конкурентно- способность и профессиональную мобильность специалиста. Изменение характера образовательного процесса актуализирует проблему педагогического оценивания его результатов. Анализ образо- вательной практики показывает, что важность оценивания личностных результатов еще недостаточно четко осознается преподавателями вуза. Кроме этого, контрольные функции оценивания продолжают выступать как основные, в ущерб реализации диагностической, стимулирующей и развивающей функциям. Диагностический аспект оценивания позволяет определить стратегии индивидуализации образовательного процесса. «Стимулирующе-развиваю- щий контекст оценивания реализуется через создание ситуации успеха в многообразной познавательной деятельности обучающихся, позволяющей авансировать положительную динамику их академической успешности че- рез коррекцию образовательных технологий и заданий для самостоятельной работы. А включение в процедуру оценивания самооценивания и сооцени- вания (через взаимное рецензирование и взаимное оценивание разнообраз- ных продуктов познавательной деятельности) дает возможность студенту развиваться как индивиду, субъекту, личности» [2, с. 89]. В целях реализации различных стратегий индивидуализации и диффе- ренциации образовательного процесса (помощь, поддержка, сопровожде- ние) на кафедре педагогики ТГПУ им. Л. Н. Толстого была разработана программа мониторинга познавательных затруднений студентов- первокурсников. Являясь системой длительного отслеживания, монито- ринг позволяет максимально полно охватить все компоненты образова- тельного процесса, собрать и систематизировать информацию по целому комплексу критериев и показателей, обеспечивает возможность стандарти- зировать собранные данные, ускоряет процесс обработки информации, дает достоверные данные о динамике преодоления познавательных за- труднений студентов. Мониторинг познавательных затруднений первокурсников включает в себя диагностику по направлениям: дидактические и мотивационные за- труднения, организационные затруднения, рефлексивные затруднения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=