РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

136 1) в основе формирования внутренней мотивации студентов к оцени- ванию результатов собственной деятельности лежит осознание студентом личностного смысла, значимости для себя самооценочной деятельности как средства реализации потребностей самопознания, саморазвития, са- мопрезентации, самоуважения (процессуальный аспект), выявления и развития личностных потенциалов, знание о которых он может исполь- зовать для построения и сознательного управления собственной индиви- дуальной траекторией обучения, а также как важной составляющей инте- гративной оценки освоения им ОПОП, которая реально учитывается преподавателями при выставлении текущих и итоговых отметок (резуль- тативный аспект); 2) обучение студентов деятельности по самооцениванию целесообраз- но осуществлять в учебно-профессиональной общности, где педагоги вы- ступают как носители критериев и норм оценивания, показывают образцы, знакомят со средствами оценивания, выступают примером для подража- ния, а студенты не просто усваивают заданные в готовом виде критерии и нормы оценки когнитивных, деятельностных, личностных результатов обучения в совместной деятельности с преподавателем, но и принимают активное участие как субъекты в их выработке; 3) развитие у студентов способности к профессионально-личностной рефлексии, выступающей в качестве ведущего психологического механизма адекватного самооценивания, должно основываться на интеграции разных видов оценок (содержательной и парциальной) и самооценок (личностной и учебной; самооценки процесса выполнения того или иного вида учебно- профессиональной деятельности и самооценки ее результата; общей, част- ных, прогностической, корригирующей, ретроспективной и др. самооценок), знакомство с которыми происходит при освоении самооценочной деятельно- сти, что возможно при использовании разнообразных средств самооценочной деятельности, задействующих совокупность интеллектуальных, личностных, коммуникативных и кооперативных рефлексивных умений; 4) формирование компонентов самооценочной деятельности в единст- ве ее мотивационного, операционального и результирующего компонентов необходимо осуществлять с учетом результатов индивидуальной диагно- стики этих компонентов на «входе» в процесс обучения в вузе. Методико-технологическим обеспечением процесса формирования самооценочной деятельности студентов может стать практическое ос- воение и применение в профессиональной подготовке будущих педаго- гов специально разработанных нами методов и средств самооценивания (рис. 2).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=