РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

135 са в вузе, выявить адекватность и полноту самооценок студентов, изучить «проблемные зоны» и определить «естественную» перспективу в станов- лении их личностной и учебной самооценки, наметить пути исследования проблемы совершенствования самооценочной деятельности студентов педвуза в направлениях становления будущих педагогов субъектами дан- ной деятельности и управления этим процессом на практике. Под формированием самооценочной деятельности студента педагоги- ческого вуза мы понимаем, с одной стороны, овладение обучающимся специфическими знаниями, умениями и навыками, с другой – достигнутый результат, проявляющийся в оценках, даваемых субъектом самому себе, своим профессионально-личностным качествам, компетенциям, деятель- ности, отношениям с другими людьми и др. В настоящее время осуществляется поиск психолого-педагогических условий эффективного учебного самооценивания и формирования на этой основе такой общей адекватной личностной самооценки студентов в сфере профессиональных компетенций, индивидуальных свойств, поведения и деятельности, которая имела бы для обучающихся вполне осознанный личностный смысл. Сформированная компетенция в области самооцени- вания как рефлексия собственных качеств и адекватного к ним отношения позволит отфильтровывать оценочные суждения, высказанные другими, что будет способствовать сохранению целостности и устойчивости буду- щего педагога к различным рискам, в том числе негативным, дестабилизи- рующим влияниям среды, выработке индивидуальности. Развитие самооценочной деятельности обучающихся и самооценки как ее основного компонента и результата детерминировано совокупно- стью психолого-педагогических условий, где приоритетное значение мы отводим профессионально-личностному общению, совместной деятельно- сти, организуемой в учебно-профессиональной общности педагогов и сту- дентов, и принятой в вузе оценочной системе, используемой в учебном процессе. Мы также полагаем, что роль самооценочной деятельности сту- дентов педагогического вуза необходимо рассматривать двояко: с одной стороны, с позиции формирования адекватно оценивающей себя личности будущего учителя, с другой стороны, с точки зрения освоения в ней буду- щими педагогами процесса управления развитием другой личности (буду- щего воспитанника) и способами воздействия на нее. В качестве наиболее значимых факторов развития самооценочной деятельности обучающихся и их самооценки мы выделяем мотивационно- потребностный, коммуникативно-деятельностный и индивидуально- личностный. Обосновывая совокупность наиболее значимых психолого- педагогических условий развития самооценочной деятельности будущих педагогов, можно сформулировать следующие положения:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=