РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

134 Мотивационный компонент самооценочной деятельности образует иерархия потребностей, куда входят: потребность в самопознании, потреб- ность в обретении идентичности, потребность в самопрезентации, потреб- ность в самоуважении, потребность в самореализации и др. Следует отметить, что с психологической точки зрения деятельность, от которой студент не получает удовлетворения, не способствующая по- вышению его личностной самооценки, не может быть высоко мотивирова- на, не имеет позитивного личностного смысла. В связи с этим мы считаем, что самооценка должна рассматриваться в качестве ведущей составляю- щей мотивационного компонента самооценочной деятельности. Психоло- гами доказана мотивационная эффективность самооценочных эмоций и индивидуальной предубежденности самооценки: при определении моде- ли выбора риска привлекательность самооценочных последствий предвос- хищаемого результата действия соотносится с соответствующей вероятно- стью успеха и побуждает к действию [4]. При формировании самооценочной деятельности студентов необхо- димо учитывать, что те области человеческой деятельности, в которых субъект не считает себя компетентным и способным, в большинстве слу- чаев для его личностной самооценки не значимы. В результате низкие оценки и соответствующие им отметки преподавателя в данных областях никак не влияют на самооценки обучающихся в существенных для них сферах. И, наоборот, оценка себя как успешного в определенной деятель- ности сопровождается высокой личностной самооценкой тех качеств, бла- годаря которым человек добился успеха. Именно поэтому нельзя допус- кать, чтобы учебная деятельность теряла свою значимость для студентов. Операциональный компонент самооценочной деятельности студентов мы соотносим прежде всего с самооценочными умениями студента. В рабо- тах современных ученых данные умения относятся к группе общеучебных. Самооценочные умения выражаются в способности обучающегося поста- вить цель своей деятельности, добиться ее выполнения собственными сила- ми, соотнести полученные результаты с эталоном (осуществить самокон- троль), провести рефлексивный анализ результатов своей деятельности согласно критериям оценивания, одновременно намечая пути ее коррекции. В качестве интегрального показателя результирующего компонента самооценочной деятельности студентов мы рассматриваем самоэффек- тивность. Данное понятие определяется как вера в достижение цели по- средством выполнения собственных действий и ожидание успеха от их реализации. Изучение выделенных компонентов самооценочной деятельности студентов позволяет прогнозировать, с какого ее исходного уровня «стар- туют» первокурсники, какова их готовность к участию в реализации кон- трольно-оценочной деятельности как субъектов образовательного процес-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=