РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
133 нительный анализ объективной оценки и самооценки студентов [7]; Е. Ю. Ман- дрикова, выявляющая влияние самооценочных эталонов на профессио- нальные представления студентов [8]; Д. А. Примеров, разрабатывающий систему формирования оценочной компетенции у студентов педвузов [10]; Н. Г. Рыжкова, считающая непрерывную контрольно-оценочную деятель- ность фактором повышения уровня профессиональной подготовки студентов университета [11]; В. А. Степанов, описывающий место педагогической исследовательской рефлексии в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей [12]; Е. Ю. Уточкина, предлагающая мо- дель формирования способности будущих учителей к профессиональной самооценке [13]. Однако целостное представление о самооценочной дея- тельности студентов, ее психологической структуре и условиях формиро- вания до настоящего времени отсутствует. Мы полагаем, что системное определение самооценочной деятельности не должно сводиться к ее рассмотрению только как совокупности оценоч- ных умений обучающихся. В нашем исследовании самооценочную деятель- ность мы связываем, прежде всего, с оценочным отношением обучающегося к своим образовательным результатам, рефлексивными механизмами, раз- вертывающимися в сознании каждого студента, умением будущего педагога адекватно воспринимать себя, свои мотивы, цели, индивидуальные особен- ности, анализировать деятельность и ее результаты в контексте собственно- го профессионально-личностного развития и развития будущих воспитан- ников [9]. При изучении самооценочной деятельности мы делаем акцент на формировании у студентов мотивов, личностных смыслов, способности к объективной оценке результатов собственной учебно-профессиональной деятельности, а также умении адекватно оценивать себя как личность и бу- дущего профессионала в системе реальных взаимоотношений с другими людьми, в том числе учащимися, что базируется на учете взаимовлияния личностной, учебной и профессиональной самооценок. Мы считаем, что в психологической структуре самооценочной дея- тельности, как и в любой другой, целесообразно выделять мотивационный, операциональный и результирующий компоненты (рис. 1). Рис. 1. Психологическая структура самооценочной деятельности студента Психологическая структура самооценочной деятельности студента Мотивационный компонент Результирующий компонент Операциональный компонент Самооценка Само‐ эффективность Самооценочные умения Компоненты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=