РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

133 нительный анализ объективной оценки и самооценки студентов [7]; Е. Ю. Ман- дрикова, выявляющая влияние самооценочных эталонов на профессио- нальные представления студентов [8]; Д. А. Примеров, разрабатывающий систему формирования оценочной компетенции у студентов педвузов [10]; Н. Г. Рыжкова, считающая непрерывную контрольно-оценочную деятель- ность фактором повышения уровня профессиональной подготовки студентов университета [11]; В. А. Степанов, описывающий место педагогической исследовательской рефлексии в системе формирования самооценочной деятельности будущих учителей [12]; Е. Ю. Уточкина, предлагающая мо- дель формирования способности будущих учителей к профессиональной самооценке [13]. Однако целостное представление о самооценочной дея- тельности студентов, ее психологической структуре и условиях формиро- вания до настоящего времени отсутствует. Мы полагаем, что системное определение самооценочной деятельности не должно сводиться к ее рассмотрению только как совокупности оценоч- ных умений обучающихся. В нашем исследовании самооценочную деятель- ность мы связываем, прежде всего, с оценочным отношением обучающегося к своим образовательным результатам, рефлексивными механизмами, раз- вертывающимися в сознании каждого студента, умением будущего педагога адекватно воспринимать себя, свои мотивы, цели, индивидуальные особен- ности, анализировать деятельность и ее результаты в контексте собственно- го профессионально-личностного развития и развития будущих воспитан- ников [9]. При изучении самооценочной деятельности мы делаем акцент на формировании у студентов мотивов, личностных смыслов, способности к объективной оценке результатов собственной учебно-профессиональной деятельности, а также умении адекватно оценивать себя как личность и бу- дущего профессионала в системе реальных взаимоотношений с другими людьми, в том числе учащимися, что базируется на учете взаимовлияния личностной, учебной и профессиональной самооценок. Мы считаем, что в психологической структуре самооценочной дея- тельности, как и в любой другой, целесообразно выделять мотивационный, операциональный и результирующий компоненты (рис. 1). Рис. 1. Психологическая структура самооценочной деятельности студента Психологическая структура самооценочной деятельности студента Мотивационный компонент Результирующий компонент Операциональный компонент Самооценка Само‐ эффективность Самооценочные умения Компоненты

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=