РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

132 С. В. Пазухина, доктор психологических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА * В настоящее время в связи с изменением методологии и функций оце- нивания в контексте реализации положений компетентностного подхода в высшем образовании студент стал рассматриваться как равноправный субъект образовательного процесса, который наряду с преподавателем может оценивать результаты собственной учебно-профессиональной дея- тельности и претендовать на учет его самооценки в ходе выставления те- кущих и итоговых отметок по дисциплинам. В отечественной психологии общепризнано, что основным условием развития учебной самостоятельности, учебной инициативы и ответствен- ности обучающегося является передача ему как полноценному субъекту своей учебной деятельности контрольно-оценочных функций от педагога, а в качестве основного образовательного результата рассматривается раз- вертывание им своей образовательной программы на основе учета собст- венных индивидуальных способностей, имеющегося уровня притязаний, выявленных затруднений, актуализация и анализ которых осуществляется в ходе самооценочной деятельности. Понятие самооценочной деятельности в современной психолого- педагогической литературе является недостаточно разработанным, хотя действия контроля и оценки еще со времен внедрения системы развиваю- щего обучения В. В. Давыдова – Д. Б. Эльконина рассматриваются в каче- стве значимых компонентов учебной деятельности, которые необходимо развивать у обучающихся [6]. Применительно к студенческому возрасту отдельные аспекты самооценочной деятельности сегодня изучаются таки- ми учеными, как Е. Ю. Азбукина, которая выявляет особенности рефлек- сивной контрольно-самооценочной деятельности будущего учителя [1]; А. А. Баранов и О. А. Жученко, отслеживающие динамику оценочной дея- тельности студентов вуза на экзамене [2]; С. М. Бутакова, рассматриваю- щая организацию оценочной деятельности студентов в качестве условия формирования их познавательной мотивации [3]; М. В. Давер, предлагаю- щая ввести систему самооценочных контрактов в обучении студентов вузов [4]; Е. А. Залученова, осуществляющая диагностику самооценки в деятельности студентов [5]; В. С. Магун, в чьих работах проводится срав- * Статья подготовлена в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР № 2193)

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=