РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

130 учителя, эмоционально-положительного отношения со стороны однокласс- ников, референтности класса, удовлетворенности своей учебной деятельно- стью и соответствующих им поведенческих проявлениях); 3) уверенность в себе (проявляющуюся в особенностях школьной тревожности и уверенно- сти в себе в трудных ситуациях учебной деятельности и общения, а также поведенческих проявлениях, соответствующих данным переживаниям). Основным эмпирическим методом в психолого-педагогическом ис- следовании является эксперимент. В научной литературе термин «экспе- римент» применяется как к целостному экспериментальному исследова- нию – серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной экспериментальной пробе. В нашем исследовании – это оп- ределение психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде. Сбор эмпирических данных предполагает приме- нение следующего комплекса психодиагностических методик. 9 Критерий – защищенность • 1. Опросник «Психологическая безопасность образовательной среды» И. А. Баевой. • 2. Многофакторная шкала виктимизации сверстников И. А. Фур- манова. 9 Критерий – удовлетворенность • 1. Методика оценки привлекательности классного коллектива А. А. Реана. • 2. Социометрия. 9 Критерий – уверенность в себе • 1. Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. • 2. Личностные опросники Айзенка, Кеттелла. • 3. Методика определения типов этнической идентичности (Г. У. Сол- датова, С. В. Рыжова). Данные методики выявляют переживание поддержки со стороны учи- теля, одноклассников, родителей (защищенность); переживание положи- тельного эмоционального отношения учителя и одноклассников, рефе- рентность (удовлетворенность); переживание школьной тревожности, личностные особенности конкретного подростка и принятие своей этниче- ской идентичности (уверенность). Таким образом, зная теоретические аспекты данной проблемы и имея комплекс психодиагностических методик, специалисты имеют возмож- ность продолжать плодотворную работу по изучению психологической безопасности школьника в поликультурной образовательной среде. Литература 1. Асмолов, А. Г. Психология личности: Учеб. / А. Г. Асмолов. – М.: Изд-во МГУ, 1990. – С. 195.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=