РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

13 Надо признать, что оба этих направления исторических исследова- ний ведут к ужесточению критериев научности в этой сфере, вводя новые объекты изучения вдобавок к традиционному анализу текстов с коммен- тариями и описанием социально-политических условий и оснований. Речь идет о политическом языке как динамической структуре, подверженной изменениям не только в длительной исторической перспективе. Другим дополнением стал контекст в самих разных вариантах этого широко трак- туемого понятия. Работа Дж. Поукока «Макиавеллевский момент: флорентийская поли- тическая мысль и атлантическая республиканская традиция», опублико- ванная в 1975 г., стала одним из отправных моментов и вдохновляющих факторов для упомянутого выше неореспубликанизма. Другой историк- контекстуалист К. Скиннер внес значительный вклад в его развитие свои- ми историко-теоретическими исследованиями. Исследовав так называе- мую неоримскую традицию рассмотрения концепции свободы, он показал возможность существования отличающегося от либерализма подхода к этому понятию. По мнению Скиннера, неоримские мыслители не разде- ляли аристотелевского взгляда о том, что реальная свобода состоит в том, чтобы быть хозяином самому себе, или в том, чтобы самореализоваться в сообществе с другими. В частности, в отличие от последователей нео- афинской традиции они верили, что свобода необязательно связана с на- родным участием. Неоримские мыслители доказывают, что народ не жела- ет управлять: вместо этого он хочет не быть управляемым или, по крайней мере, не быть управляемым с чрезмерным рвением (слишком старательно). С другой стороны, единственной гарантией для народа не быть управляе- мым подобным образом является жизнь в таком государстве, которое он на- зывает свободным. Свободное государство – это такое государство, где граждане неподвластны произволу управляющих. Согласно Скиннеру, сво- бода может иметь «негативное» содержание и сможет проявиться только тогда, когда ее подкрепят определенные «позитивные» условия (граждан- ская добродетель, отсутствие произвола власти, общественные службы) [7]. Для политических теоретиков обращение к текстам предшественни- ков является одним из важных элементов поиска «оснований» при созида- нии собственных теорий, концептуальных обобщений, актуальных анали- тических построений. Учет контекста при интерпретации текста для политического теоретика не менее важен, чем для историка идей. Бесспор- но, неверная интерпретация текста, приписывание современного смысла понятий их историческим аналогам послужит плохим «основанием» для современной теории. Вместе с тем есть существенная разница в инструментальном значе- нии исторического текста для историка и для политического теоретика. Здесь недостаточно малозначащего разделения между «конкретно-истори-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=