РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

129 нального здоровья школьников, реформированию средней школы в связи с возросшей необходимостью оценки школьной безопасности, по исследо- ванию школьного насилия (Дж. Блюстейн, С. Бранд, М. Р. Рандаццо). Выделяются два тесно связанных аспекта исследований – психологи- ческая безопасность образовательной среды и психологическая безопас- ность личности в образовательной среде, при этом можно констатировать недостаточную разработанность именно второго аспекта проблемы. Про- блема психологической безопасности школьника обусловлена реалиями изменяющейся поликультурной образовательной среды. Понятие психологической безопасности является понятием систем- ным, имеющим особую структуру, включающим в себя ряд объективных (уверенное поведение) и субъективных критериев (переживание защищен- ности, удовлетворенности и уверенности в себе). Широкий круг вопросов, важных для научного обоснования теории и практики психологической безопасности школьников в поликультурном образовательном пространст- ве, рассматривается в трудах зарубежных психологов и педагогов Э. Берна, Р. Бернса, У. Глассера, З. Фрейда, Э. Эриксона, К. Юнга и др. Значительный вклад в разработку психолого-педагогического аспекта рассматриваемой проблемы внесли крупные отечественные психологи и педагоги Е. В. Бондаревская, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лер- нер, Л. И. Новикова, С. Л. Рубинштейн, В. Л. Сластенин, Г. Н. Филонов и др. Для понимания сущности психологической безопасности личности ребенка в поликультурной среде большое значение имеют этнологические теории и концепции С. М. Арутюняна, Э. А. Баграмова, Ю. В. Бромлея, Л. Н. Гумилева. Проанализировав подходы различных авторов к изучению образова- тельной среды и факторов риска для школьника, мы выделили составляю- щие среды, которые оказывают существенное влияние на переживание им состояния психологической безопасности. Этими составляющими являются: – субъекты образовательного процесса (учителя, одноклассники и ро- дители); – процесс учения; – физическое пространство, в котором происходит взаимодействие. В результате теоретического анализа были выделены основные крите- рии психологической безопасности школьника, включающие: 1) защищен- ность (проявляющуюся в переживаниях поддержки со стороны учителя, поддержки со стороны родителей и переживании симпатии со стороны одноклассников (доброжелательность отношений, уровень насилия с их стороны) и соответствующих этим переживаниям поведенческих проявле- ниях); 2) удовлетворенность (проявляющуюся в переживаниях субъектив- ного благополучия, эмоционально-положительного отношения со стороны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=