РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

128 традициям и культуре других народов». В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» отражены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, в частности «…приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; …создание безопасных условий обучения и воспитания обу- чающихся; …уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия и оскорбления личности, …защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Современная школа превращается в поликультурное образовательное пространство. Развитие поликультурного образования актуально для всех регионов и территорий России – для республик, краев и областей, для ме- гаполисов и крупных городов, для малых городов и сельских поселений. Проблема полиэтничности актуальна и для Тульской области. Соглас- но данным региональной службы статистики, начиная с 2005 г. миграция в Тульском регионе носит положительный характер. В настоящее время увеличивается поток беженцев из Украины. Тульская область готова при- нять до 5 тысяч приезжих, которые получат жилье и работу в областном центре, а дети – возможность обучаться в тульских школах. Вполне оче- видно, что среди детей мигрантов окажутся представители разных нацио- нальностей, иной культуры и других традиций. Изменения в образе жизни, социальном статусе, когнитивной, эмо- циональной и поведенческой сферах личности провоцируют возникнове- ние и развитие социально-психологических рисков, ведущих к появлению и проявлению дезадаптации у мигрантов, этнонациональной напряженно- сти в группе сверстников, эмоциональным переживаниям и нарушению психологического здоровья. Проблема психологической безопасности школьника в образователь- ной среде обусловлена возрастающими потребностями государства и об- щества в психологически здоровой личности. Теоретическое и прикладное развитие психологическая безопасность образовательной среды получила благодаря работам В. В. Рубцова и И. А. Баевой. Доказано, что важным фактором, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее безопасность (И. А. Баева, О. Е. Буланова, В. В. Ковров, А. М. Кон- стантинова, А. И. Красило, В. В. Рубцов). Критерии психологической безопасности образовательной среды разработаны И. А. Баевой, Е. Б. Лак- тионовой, О. В. Вихристюк, В. В. Ковровым. В работах И. А. Баевой, В. А. Дмит- риевского, Н. Л. Шлыковой, Т. М. Краснянской, Н. В. Дашковой и других выявляются и описываются уровни защищенности участников образова- тельной среды от угроз и насилия. Зарубежные психологи проводят работы по психологическому осмыс- лению проблем безопасности: созданию школ, безопасных для эмоцио-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=