РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
126 данных, разрабатывать научные концепции и технологизировать их с це- лью внедрения в образовательную практику. О сложности решения этой информационной задачи междисципли- нарного исследования предупреждал еще Г. П. Щедровицкий, который пи- сал: «Главное в том, чтобы существовали процедуры переходов между раз- личными представлениями и знаниями, а это будет означать одновременно возможность установления между ними определенных связей. Нетрудно заметить, что эти процедуры могут существовать и “рабо- тать” только в том случае, если имеются подходящие, специально для это- го приспособленные “проекции”, хотя отнюдь не для всех и всяких произ- вольно взятых “проекций” можно установить процедуры связи. Следовательно, всякий способ синтеза знаний оказывается жестко связанным со специфическим способом их получения» [5, с. 80]. Преодолению этих трудностей в известной степени может помочь вычленение междисциплинарных понятий, которые используются в боль- шинстве наук об образовании. При исследовании профессионального ста- новления студента педагогического вуза к таким основным понятиям можно будет отнести личностный, познавательный и профессиональный потенциалы субъекта образовательного процесса. Участие в исследова- нии специалистов в области многих наук в сфере образования позволит системно наполнить содержание данных понятий, представив целостную характеристику выпускника педагогического вуза как профессионала вы- сокого уровня. О продуктивности данного подхода к проектированию и организации междисциплинарного исследования свидетельствует опыт проведения такой работы в ТГПУ им. Л. Н. Толстого в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания по теме «Теоретико-методическое обеспечение проектирования и реализации механизма и средств оценивания степени сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза в кон- тексте требований ФГОС ВПО». В реализации данного проекта участвуют педагоги, психологи и специалисты в области компьютерных технологий. Научную новизну и теоретическую значимость интерпретации получен- ных результатов в исследовании придает опора на междисциплинарные понятия – личностные, когнитивные, деятельностные и рефлексивные об- разовательные результаты [2]. Однако мы в начале пути. Требуют дальнейшей разработки методо- логические, организационно-педагогические и информационные пробле- мы междисциплинарного исследования, вопросы организации сетевого взаимодействия и задачи достижения научных компромиссов при интер- претации вариативной исследовательской информации.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=