РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

125 ческого, психофизиологического, социального, личностного, субъектного развития растущего человека и на этой базе – разработки новых теоретиче- ских концепций [4, с. 10]. Все это обусловливает необходимость опоры на принципы педагогиче- ской антропологии при проведении исследований в сфере наук об образо- вании. Человека, процесс его развития изучают многие социальные и гума- нитарные науки. Необходимо интегрировать их усилия в целях создания целостного представления об обучающемся и развивающемся человеке в период его студенчества. Важнейшим путем решения данной проблемы может стать проведение междисциплинарных исследований студента как субъекта профессионального становления в образовательном процессе вуза. Продуктивная организация междисциплинарных исследований пред- полагает решение трех основных проблем: 1) методологической; 2) орга- низационной; 3) информационной [1]. Сложность методологического обеспечения междисциплинарного исследования состоит в том, что предстоит сформировать предмет исследо- вания, в котором объект будет определен так, чтобы его можно было изу- чать средствами тех наук, чьи представители будут проводить исследова- тельскую работу. При этом важно, чтобы интерпретация исследовательских результатов позволила получить новое и актуальное системное знание об объекте изучения, уточняющее его сущностные характеристики. Если рассматривать в качестве объекта междисциплинарного иссле- дования студента педагогического вуза, то предметом изучения предста- вителями разных наук может стать профессиональное становление студен- та на вузовском этапе его профессионального развития. Чтобы провести данную научную работу необходимо решить еще одну проблему организации междисциплинарного исследования – создать исследовательскую команду. Эта задача только на первый взгляд пред- ставляется организационной . Действительно важно, чтобы в данном ис- следовании были системно представлены специалисты большинства наук, изучающих человека: психологи, педагоги, философы, социологи, физио- логи, математики и др. Такой подход позволяет целостно представить студента как субъекта профессионального становления на вузовском эта- пе его развития. Но, чтобы группа ученых стала сообществом единомыш- ленников, необходимы общие ценностно-смысловые основания профес- сиональной деятельности. Это особенно важно в настоящий период развития наук об образовании человека, идентифицируемый как постнек- лас-сический. Его характерная черта – ведущая роль этической и науч- ной, ценностно-смысловой позиций исследователя в обеспечении качест- ва научного исследования. Именно общность этических и научных позиций позволит продуктив- но интерпретировать получаемые результаты, создавать необходимую базу

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=