РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

124 Однако в настоящее время во многих вузах, осуществляющих профес- сиональное обучение будущих педагогов, при организации образователь- ного процесса не учитывают психофизиологические и нейропсихологиче- ские особенности студентов. Одной из причин данной ситуации являются недостаточные знания преподавателями признаков этих особенностей. Знание и учет этих особенностей при проектировании учебного процесса, владение простейшими методами их диагностики позволяют оптимизиро- вать познавательную деятельность студентов, повысить их академическую успешность и стимулировать личностное и профессиональное развитие. Практически не учитывается при организации образовательного процесса в вузе и такая нейропсихологическая особенность студента, как функцио- нальная специализация полушарий головного мозга. Она определяет инди- видуальное сочетание ведущего полушария мозга, что влияет на визуали- зацию и клиповость восприятия и мышления обучающихся. Кроме того, психологи выделяют важные психофизиологические изме- нения, произошедшие с подрастающим поколением: ювенилизацию, инфан- тилизацию, андрогинию, ретардацию и децелерацию, что также предполагает необходимость их учета на основе создания соответствующих корректи- рующих и санитарно-гигиенических условий при проектировании и органи- зации образовательного процесса в вузе, ориентированного на профессио- нальное становление студентов. Построение такого образовательного процесса невозможно без выявления индивидуальных особенностей кон- кретных обучающихся на основе учета возрастной психофизиологической и социальной специфики современного студенчества и выработки диффе- ренцированных стратегий взаимодействия с ними, основанных на учете вы- явленных проблем, интересов и адаптационных затруднений студентов. Анализ социальной практики и научных исследований показывает, что студенчество за последние годы динамично развивается и в социально- демографическом, и психолого-педагогическом контексте. К сожалению, эта динамика не находит достаточного отражения и не оказывает сущест- венного влияния ни на содержание, ни на технологии образовательного процесса в высшей педагогической школе. Изменение целей, содержания и технологий профессионально-педагогического образования декларирует- ся, но в реальной образовательной практике это почти незаметно. Исследователи справедливо отмечают, что в настоящее время наука не располагает полными данными о динамике процесса изменений, проис- ходящих на разных этапах онтогенеза. Но даже те особенности, которые уже зафиксированы в результатах научных исследований, свидетельствуют о серьезной перестройке психики, психофизиологии молодых людей, ис- ключительно острой, проблемной ситуации, связанной, в частности, с рез- ким падением мотивации обучающихся к овладению знаниями, к труду, к соблюдению дисциплины. Это требует расширения исследований психи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=