РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

123 А. А. Орлов, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА КАК ПРЕДМЕТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ * Одна из важнейших проблем в повышении эффективности развития отечественной высшей педагогической школы – актуализация развиваю- щей функции образовательного процесса в ней. Пока же, к сожалению, доминирует старый подход в обучении будущих педагогов, ориентирован- ный на накопление некоторого багажа знаний и умений, несмотря на дек- ларируемые компетентностный и системно-деятельностный подходы, на которых построены федеральные государственные образовательные стан- дарты высшего педагогического образования. Реализация развивающей функции педагогического образования пред- полагает проектирование и организацию образовательного процесса, ори- ентированного на профессиональное становление личности обучающегося в период его обучения в вузе. Профессиональное становление в процессе обучения в вузе рассмат- ривается в психолого-педагогических исследованиях как форма социали- зации и индивидуализации личности [3]. При этом отмечается, что на успешность данного процесса оказывает влияние взаимодействие социальной среды и актуализированных индиви- дуальных особенностей студента как психофизиологического, так и лично- стного характера. Именно этим и обусловлено наличие не только позитив- ных, но и негативных результатов профессионального становления. Чтобы избежать отрицательных итогов вузовского этапа профессионального ста- новления обучающихся, необходимо максимально индивидуализировать образовательный процесс в высшей школе на основе теоретико-методи- ческого обоснования путей и средств проектирования и реализации инди- видуальных образовательных маршрутов студентов. Это особенно важно для организации образовательного процесса в педа- гогических вузах, так как включение будущих учителей в реализацию инди- видуальных образовательных маршрутов позволит сформировать у них опыт индивидуализации обучения и воспитания, который может быть положен в основу моделирования их будущей профессиональной деятельности. *Данный доклад подготовлен в рамках выполнения государственных работ в сфере научной деятельности по базовой части государственного задания № 2014/389, НИР № 2193.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=