РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

121 а конкретно поставленная и реально выполнимая задача донесения культу- ры танца и драматургии номера в зрительскую аудиторию. Наконец, пятая зона – тазобедренного сустава и позвоночника – это «корпус как таковой». Прямая спина, подтянутый корпус придают исполнителю представительный вид, создают образ, который открыто по- казывает и рассказывает зрителю свою драматургическую историю. Пат- терны в позвоночнике могут носить разный характер: от сутулости в лопа- точной зоне до неспособности позвоночника скручивать корпус в форму «спирали», то есть поворачивать отдельно верхнюю или нижнюю часть туловища. Паттерны в тазобедренном суставе – самые распространенные среди всех имеющихся. Согласно нашим наблюдениям, у детей от 9-ти до 12-ти лет изоляция тазовой кости во время движения носит крайне неза- метный характер, вызывает чувство стеснения, дискомфорта и эмоции – смех, робость в остальном движении и т. д. Габриэлла Ротт соотносила блоки в позвоночнике и, особенно, в тазу с подавленными человеком соб- ственными желаниями и влечениями, в частности – сексуальными. Если мы обратимся к теории развития личности по З. Фрейду, то это положение станет крайне ясным: дети в возрасте от 9-ти до 12-ти лет по периодизации Фрейда попадают под этап развития, который ученый характеризует как «латентный» (от 6-ти до 12-ти лет) [2]. На этом этапе всевозможные сексу- альные влечения подавляются, их целиком заменяет сублимация в веду- щий вид деятельности младшего школьника – учебу, освоение новой соци- альной роли, сферы общественной жизни и т. д. После младшей школы и до генитального периода – 11–12 лет – ребенок переключается на обще- ние со сверстниками, его в крайней степени волнует статус в его социаль- ной группе, общественное признание. Поэтому сексуальные влечения от- ходят неким образом на второй план, и именно поэтому движение в области, выделенной Ротт, представляет затруднение – ребенок не соот- носит свое внутреннее состояние с этим движением, а в хореографии это необходимо. Для ребенка данного возраста подобные движения будут ка- заться неестественными, ему кажется, что он делает что-то неверно, и что движение смотрится глупо, хотя на самом деле оно просто противоречит совокупности преобладающих манипуляций движениями в его организме в данный период. У детей как младшего (5–8 лет), так и старшего возраста (13–14 лет) подобные движения вызывают уже намного меньше затрудне- ний. Дети более младшего возраста достаточно свободно осваивают про- стые направления движения тазом – в сторону от корпусной оси. В подро- стковом возрасте, однако, тоже присутствуют свои трудности – подросток переходит в так называемую генитальную (по Фрейду) стадию развития, и подобные движения тела вызывают первоначально реакцию стеснения, но уже по обоснованным причинам: ребенок в этом возрасте начинает осознавать свои влечения, отождествлять себя в сексуальном аспекте с по-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=