РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

12 критицизма и протеста»[5]. По его словам, эта идея может служить как краеугольный камень для социальной, политической и даже международ- ной справедливости. Во введении к работе он ставит и более конкретные вопросы к размышлению: должно ли голосование на выборах быть единст- венным способом влияния граждан на избираемых представителей; следу- ет ли разрешать политическое лоббирование и частное финансирование кандидатов на выборах; не следует ли распространять выборную систему на судей и других должностных лиц [6]. Если все же рассматривать политическую философию и политиче- скую теорию как взаимозаменяемые термины, то неореспубликанскую теорию вполне можно отнести к той разновидности, которую называют идеологической политической теорией. Вместе с тем представляется, что претензии Ф. Петтита на то, чтобы теорию не-доминирования презенто- вать обществу как моральный компас, как некую дорожную карту для пре- образований без четкого определения их реальных политических субъектов, отдают, в известной мере, утопическим рационализмом. Неореспублика- низм, а также время от времени возрождающиеся варианты «теории уча- стия» в определенной мере являются реакцией на распространение в по- следние десятилетия относительной политической апатии и политического отчуждения в демократических странах. Что же касается преобразователь- ных амбиций политических философов, то можно вспомнить, что К. Маркс задачу философов видел именно в преобразовании мира, но он категориче- ски отвергал возможность достичь этой цели с помощью пропаганды уто- пических проектов рационального мироустройства. Спорными остаются вопросы соотношения политической теории и истории политических идей. В трудные времена «бихевиоралистского» засилья нередко их воспринимали как синонимичные понятия. Иногда же политических философов (политических теоретиков) обвиняли в недоста- точном историзме. Политическое теоретизирование без обращения к классическим тек- стам, без диалога с мыслителями прошлого выглядит довольно ущербно. С другой стороны, история политической мысли как научная дисциплина имеет своим предметом не только изложение истории политических идей в хронологическом порядке, но и их комментирование, сопоставление, оценку, что значительно сближает ее с политической теорией. Развитие новых методологий исторических исследований политиче- ских идей приблизило историков к теоретикам. По существу, некоторые фундаментальные исследования истории политической мысли сами стали частью развивающейся политической теории. В частности, речь идет о ме- тодологиях контекстуального анализа в истории политической мысли (Дж. Поукок, К. Скиннер) и немецкой концептуальной истории в герме- невтической традиции (Р. Козелек и др.).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=