РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

118 Именно поэтому в процессе занятий в хореографическом классе хо- реографу приходится прибегать к механизмам воздействия на психику учащегося, в том числе с помощью технологий, лежащих в основе методик танцевально-двигательной терапии. Центральной процедурой в подготовке исполнителя является поста- новка корпуса. Она подразумевает сохранение правильной осанки в про- цессе исполнения, высокого положения головы, направленного четкого движения. Постановка корпуса – первостепенный постулат в воспитании грамотности танцора. С визуальной точки зрения это придает исполнителю представительный вид, дает возможность продемонстрировать свой внеш- ний вид, костюм, создает образ человека, гордого своей принадлежностью к искусству, которое он показывает, а также способствует концентрации внимания зрителя на исполнителе благодаря тому, что поза «en face» (ли- цом на зрителя) дает ощущение психологической открытости танцора, его готовности отдавать свою эмоцию в зал и доносить драматургию танце- вального номера до каждого зрителя. Однако, безусловно, в данном аспекте силен и индивидуально- психологический момент, касающийся личности самого исполнителя. Процесс постановки корпуса напрямую связан с процессом преодоления ребенком комплекса неполноценности, физической зажатости. Данный феномен можно интерпретировать посредством теории «мышечного пан- циря» Вильгельма Райха [4]. Согласно этой теории, мышечная «скован- ность» человека («мышечный панцирь»), которую легко наблюдать у лю- дей, не занимавшихся никогда хореографией или другими техниками по развитию тела, имеет истоки в детстве, когда ребенок испытывает страх отчужденности, страх оказаться непонятым или непринятым окружающи- ми людьми, а также из-за регулярного подавления человеком собственных сексуальных ощущений. Теория Вильгельма Райха констатировала, что устранение телесных зажимов и блоков возможно при осуществлении комплекса спонтанных движений в определенных зонах тела. Театральный режиссер, известный в мире учитель танцев и одна из основательниц танцевально-двигательной терапии как вида психотерапии Габриэлла Ротт развила концепцию Райха и разработала цикл специальных упражнений, позволяющих нейтрализовать большинство психологических проблем при помощи движения. Она разделила тело человека условно на семь зон, в каждой из которых сосредоточены определенные мышечные паттерны, связанные с теми или иными психологическими затруднениями: зона 1 – голова и шея; зона 2 – плечи; зона 3 – локтевые суставы; зона 4 – кисти рук; зона 5 – таз и позвоночник; зона 6 – колени; зона 7 – ступни.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=