РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

115 В 90-е годы XIX века в зале Тульского дворянского собрания начали проводиться публичные лекции «в пользу бедных учеников гимназии, нуждающихся в денежном вспомоществовании». Кроме того, тульские любители драматического искусства некоторые сборы за свои спектакли передавали в пользу бедных учеников. Эти средства выдавались тем гим- назистам, которые признаны были советом гимназии «беднейшими и дос- тойнейшими вспомоществования» – для облегчения поступления в уни- верситет и другие высшие учебные заведения, и тем, кто ввиду отсутствия денежных средств затруднялся продолжать обучение в гимназии. Таким образом, проведение литературных и научных вечеров было не только одной из форм воспитательной работы, но и имело своей целью оказание помощи нуждающимся ученикам. Большое значение для педагогов тульской гимназии имело непосред- ственное общение с Л. Н. Толстым. Тульские педагоги свои собрания ино- гда проводили у супругов Ауэрбах. Здесь в 1859 г. с тульскими педагогами познакомился Л. Н. Толстой и стал участником педагогического кружка. Он близко сошелся с деятелями гимназии и часто посещал мужскую и женскую гимназии. Тульские педагоги, в свою очередь, бывали в Ясной Поляне. В 1860 г. Л. Н. Толстой хотел подать на утверждение проект Общества на- родного образования. Скорее всего, идея его создания обсуждалась с туль- скими педагогами, а может быть, и возникла в общении с ними. Но, к со- жалению, общество так и не было создано, да и взгляды Л. Н. Толстого на народное образование изменились. Л. Н. Толстой поддерживал отношения с педагогами Тулы и в после- дующие десятилетия. В мужской классической гимназии учились его сы- новья Илья и Лев, сдавал экзамены экстерном его старший сын Сергей Львович. В реальном училище он был в 70-х гг. почетным попечителем в течение трех лет. Деятельность Тульской гимназии имела резонанс в педагогическом ми- ре того времени. Из воспоминаний Е. Маркова (ст. «Живая душа в школе») мы узнаем, что «многое, что вошло в обиход учебных заведений, было вве- дено, как первый опыт, в Тульской гимназии того времени», что для знаком- ства с устройством гимназии приезжали официальные и неофициальные ли- ца, приезжали «молодые люди из Риги готовиться в учители». Председатель ученого комитета Министерства народного просвещения А. С. Воронцов и член этого комитета Н. Х. Вессель, издававший тогда вместе с Паульсоном известный педагогический журнал «Учитель», также посетили Тульскую гимназию и, подробно ознакомившись со всеми ее нововведениями, дали о ней самый благоприятный отзыв. Авторитет гимназии в местном обществе очень вырос, и сюда стремились отдавать детей даже из соседних губерний. Деятелями Тульской гимназии была сделана первая попытка создания педагогического учебного заведения в губернии. В 1862 г. педагогический

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=