РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

114 школах и служили для обеспечения нормальной жизнедеятельности учеб- ного заведения. Тульская гимназия сосредоточила в своих стенах лучших преподава- телей Тулы того времени. Состав их был преимущественно дворянский. Писателями, любителями просвещения и библиофилами были преподава- тели, инспекторы и попечители гимназии Н. А. Боголюбов, Е. Н. Ворон- цов-Вельяминов, И. И. Евгенов, А. Н. Елагин, Н. В. Артемьев, А. М. Дур- ново, А. А. Иванов, В. А. Козлаков, М. А. Римский-Корсаков, А. И. Сытин. Директор гимназии Ф. Г. Покровский (1763–1848) и директор училищ Тульской губернии С. Д. Нечаев (1792–1860) имели значительные труды по истории и геологии Тульского края. Особое внимание хотелось бы уделить педагогам, работавшим в Тульской мужской гимназии в 60-е годы XIX века, так как с их именами связаны многие нововведения и перемены, произошедшие в гимназии. В соответствии с Уставом 1864 г. Тульская мужская гимназия стала классической гимназией с двумя древними языками. В начале 1859 г. директором гимназии был назначен Иван Федорович Гаярин, « один из замечательных учителей московских гимназий, человек очень солидного филологического образования, серьезного теоретического ума и чрезвычайно стойкого характера». Став директором Тульской гим- назии, он пригласил для работы в ней молодых людей, только что окон- чивших университеты, кандидатов наук. Евгений и Лев Марковы, В. П. Ско- пин, Г. Ф. Головачев и другие вместе с И. Ф. Гаяриным составили ядро педагогического кружка. Для обсуждения выдвигаемых в педагогических статьях вопросов со- бирались на квартирах преподавателей по очереди каждые две недели в понедельник с 5 часов. Посещения этих собраний не были обязательны- ми, «но устройство их обязательно для очередного преподавателя». Сами тульские педагоги сотрудничали в журналах. Можно проследить отражение педагогических идей К. Д. Ушинского в усилении единого вос- питательного влияния (один учитель в младших классах, классные настав- ники в старших классах), а также в усилении наглядности в преподавании. В статье «Живая душа в школе», напечатанной в 1900 г. в журнале «Вест- ник Европы», Е. Марков назвал 60-е гг. «эпохою Пирогова», признав тем самым влияние педагогических идей знаменитого педагога. «Для развлечения и художественного развития учеников» в Тульской гимназии проводились особые литературно-музыкальные вечера, для ко- торых должны были загодя разучиваться поэтические пьесы, разыгрывать- ся музыкальные произведения и «вообще исполняться все, что относится к области изящных искусств».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=