РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

113 Заведование финансовой и хозяйственной стороной гимназии и пан- сиона принадлежало особому распорядительному органу – хозяйственному комитету. Хозяйственный комитет решал вопросы материального обеспечения служащих учебного заведения, распределял финансовые средства, в том числе на ремонт и оборудование классов , закупку учебных пособий и т. д. Председательствовал в нем директор гимназии, по должности членом ко- митета являлся инспектор, остальные 3 члена выбирались из числа препо- давателей педагогическим советом на 3 года . Кроме того, при Тульской мужской гимназии существовала с 1872 г. ссудо-сберегательная касса, назначением которой было «доставлять учите- лям возможность сберегать небольшой капитал на непредвиденные расхо- ды», а также «при временной надобности в деньгах делать займы на усло- виях, определенных уставом кассы». Членами ссудо-сберегательной кассы могли быть все лица, служащие в Тульской мужской гимназии по ведомст- ву Министерства народного просвещения. Существовало при Тульской гимназии и общество вспомоществова- ния бедным ученикам, образованное в 1879 г. Оно организовывало помощь и материальное обеспечение нуждающихся гимназистов, что позволяло поддержать талантливых учеников, не имеющих достаточных средств для обучения. Тульская гимназия с момента своего образования была неплохо для того времени оборудована. В распоряжении гимназистов была библиотека, состоявшая в 1809 году из 181 номера сочинений, минеральный кабинет с 559 «штуфами», 21 физико-математический инструмент, 12 глобусов и «ландкарт» и «1 сфера». В 1908–1909 гг. в фундаментальной библиотеке числилось 3640 названий, 7807 томов, в ученической библиотеке – 1302 названия, 2308 томов. На службе при Тульской гимназии состоял врач, в ведении которого находился надзор «за врачебно-санитарной стороной гимназической жиз- ни, за состоянием здоровья учащихся, особенно пансионеров». В обязан- ности гимназического врача входило ежедневно посещать гимназию и ока- зывать медицинскую помощь как пансионерам и приходящим ученикам, так и служащим в гимназии. Кроме того, врач периодически производил общий осмотр всех учеников гимназии, выясняя состояние их здоровья, а также следил за соблюдением основных требований гигиены в обстанов- ке и условиях гимназической жизни. Таким образом, отдельные службы, в частности общество вспомоще- ствования нуждающимся ученикам, были прогрессивными нововведения- ми Тульской гимназии. Другие же службы, такие как хозяйственный коми- тет, библиотека, врачебная служба, существовали практически во всех

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=