РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

112 защитником. Он должен был сглаживать неравномерность в учебных требо- ваниях отдельных учителей,… следил за поведением и учением детей…, входил в сношения с их родными, на педагогических советах давал необхо- димые сведения о своих учениках и защищал их законные интересы». Посещение уроков для учеников гимназии было обязательным. Учи- телям было предоставлено право требовать с тех учеников, которые не по- сещают классы в течение года, «самого обстоятельного знания курса, со всеми дополнениями, которые делал он в классе». К тем же, кто исправ- но посещал уроки, «экзамен был снисходителен, принимая во внимание их годовые труды». В конце учебного года назначались так называемые «майские репети- ции», то есть повторение материала, пройденного за год. Перевод из клас- са в класс осуществлялся путем экзамена, и только отличные ученики по решению педагогического совета гимназии переводились без экзаменов. В ведении педагогического совета гимназии находились вопросы приема и отчисления учеников за различные проступки, освобождение нуждающихся от платы за обучение после рассмотрения их прошений, финансовые вопросы, обеспечение учебниками и другими пособиями уче- ников, а также педагогический совет гимназии принимал экзамены на зва- ние домашнего учителя и на классные чины. У инспектора гимназии нахо- дилась книга, в которой каждый из членов педагогического совета записывал то, что он считал нужным предложить для обсуждения педаго- гического совета, что позволяло учитывать мнение всех педагогов, рабо- тавших в гимназии. Педагогическим советом составлялись правила для гимназистов, ко- торые раздавались каждому ученику в двух экземплярах (для учащегося и его родителей). В них подробно регламентировался порядок и организа- ция учебно-воспитательного процесса в гимназии, деятельность пансиона и правила поведения учащихся в учебном заведении и вне его. Соблюде- ние этих правил для учащихся было обязательным. Наказания за проступки, совершенные учениками гимназии, варьиро- вались от выговора и записи в кондуитную книгу до исключения из учеб- ного заведения в зависимости от тяжести проступка. Телесные наказания в воспитательных целях в Тульской гимназии не применялись. В целом организация учебно-воспитательного процесса в Тульской гимназии была подробно регламентирована как со стороны Министерства народного просвещения путем издания циркуляров и распоряжений мини- стра и попечителя Московского учебного округа, так и со стороны педаго- гического совета гимназии. Вместе с тем педагогический совет стремился внедрять в деятельность гимназии передовые педагогические идеи того времени, о чем свидетельствует и введение должности классных наставни- ков, и отсутствие телесных наказаний за проступки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=