РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

111 реальных училищ, приспособленные к главной надобности того места, с направлением их к мануфактурной промышленности или торговле». В Тульской гимназии в 1835 году вводится преподавание химии, технологии и механики, что было обусловлено культурными, производст- венными традициями Тульского региона и сыграло, несомненно, положи- тельную роль. В царствование Николая I в русле государственной консервативной политики в Тульской мужской гимназии усилились сословные ограниче- ния, плата за обучение увеличилась с 3–20 до 7–40 рублей. Но в то же вре- мя необходимо отметить, что в условиях платного обучения в Тульской гимназии около 10 % учеников освобождались по решению педагогиче- ского совета гимназии от платы. Это было своего рода стимулом для тех, кто обнаруживал особые успехи и усердие в учебе. 6 сентября 1826 года была утверждена форма для гимназистов. Уче- ники Тульской гимназии, согласно постановлению педагогического совета, по городу в гимназию должны были ходить в форменных сюртуках, за- стегнутых на все пуговицы. По окончании уроков пансионеры меняли мундиры на пиджаки, за этим следил служащий гимназии. Ученики в Тульской гимназии делились на вольноприходящих, то есть живущих в городе, и на воспитывающихся в пансионе при гимназии. «Благородный пансион» при гимназии был открыт в 1840 году. По ини- циативе В. А. Бобринского тульское дворянство собрало денежные по- жертвования на устройство пансиона, причем сам В. А. Бобринский по- жертвовал 25 тысяч рублей. В пансион первоначально принимались только дети дворян, но позже он стал всесословным. В пансионе при гим- назии в среднем жили 50–60 учеников, причем распорядок дня пансионе- ров был четко расписан. В гимназии при воспитанниках безотлучно находились надзиратели, которые следили за добросовестным выполнением заданных уроков, о чем докладывали педагогическому совету, по решению которого для «повыше- ния успехов пансионеров», особенно младших классов, даже приглашали репетиторов. Кроме того, надзиратели должны были заниматься религиоз- ным и нравственным воспитанием пансионеров, следить за посещением учениками гимназической церкви. Вольноприходящие ученики жили в городе с родственниками, но их нравственному воспитанию, а также условиям их жизни в городе гимнази- ческое начальство также уделяло очень большое внимание. Тульская гимназия в эпоху либерализации 60-х гг. ХIX века являлась передовым учебным заведением. Одной из первых в ней была введена должность «классных наставников» , которыми назначались лучшие из учи- телей. По словам педагога Е. Маркова, «классный надзиратель являлся сво- его рода опекуном класса, его нравственным руководителем, помощником и

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=