РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

110 в трех классах которого было в 1809 г. 187 учеников при смотрителе и трех учителях, один из классов был приготовительный. C 1862 года Тульская мужская гимназия располагалась в старинном здании особняка Лугининых на Лопатинской улице (ныне улица Менделе- евская, 7), который был куплен специально для размещения в нем мужской гимназии и пансиона. Покупка и перестройка дома обошлась в 60 тыс. руб- лей, причем часть этой суммы была отпущена из казны, часть – пожертво- вана Тульским дворянским обществом. В 1857 году в ведении гимназии было 10 уездных училищ, 14 приход- ских училищ, два женских училища, два женских пансиона и одна частная женская школа. В гимназии было 314 учеников. В 29 подведомственных учебных заведениях числилось 2186 учащихся. Количество учащихся в гимназии росло с каждым годом : в 1886 году в гимназии было 429 учеников, в 1887 г. – 446 учеников, а по данным отче- та Тульской мужской классической гимназии за 1908–1909 гг., на начало учебного года в учебном заведении было 632 гимназиста. Срок обучения в гимназии по уставу 1804 г. продолжался 4 года, за- тем по уставу 1828 г. был увеличен до 7 лет, в 1871 г. курс гимназии стал восьмилетним (первоначально 7-й класс был двухгодичным, а с 1875 г. разделен на 7-й и 8-й класс). В целях же «правильной организации» пред- варительной подготовки с осени 1871 г. в большинстве гимназий, в том числе и в Тульской, был открыт приготовительный класс. О времени прие- ма вступительных экзаменов помещалось объявление в «Тульских губерн- ских ведомостях». Каждый курс Тульской гимназии был разделен на два отделения: для готовящихся в университет и для желающих поступить прямо на службу. Поэтому и аттестаты окончившим гимназию ученикам выдавались двух видов: один – предоставляющий получившему его служебные права и другие преимущества, присвоенные законом окончившим курс в средних учебных заведениях, другой – дающий право поступления в университет, то есть «рекомендующий предъявителя достаточно подготовленным для слушания профессорских лекций». В то же время следует отметить, что в период 1804–1828 гг. гимназии 1804–1828 гг. обладали энциклопедичным курсом «по инерции», достав- шейся с просветительских времен XVIII в. и Главных народных училищ Екатерины II. Особое место в учебном плане занимали предметы эстетиче- ского цикла – музыка, танцы, гимнастика и др. В царствование Николая I учебный план гимназии был значительно сокращен, вводилось преподавание Закона Божия. Кроме того, в 1836 году было разрешено «при гимназиях и уездных училищах тех городов, где нет университетов, и местные обстоятельства востребуют, учредить отделения

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=