РАЗВИТИЕ ГУМАНИТАРНОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

107 нографий. В том числе эта проблема рассматривается в работах таких уче- ных, как Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Г. М. Гуткина, И. В. Дубровина, Е. Е. Кравцова, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Н. Н. Поддъяков, К. Н. По- ливанова, Е. О. Смирнова и др. Известно, что психологическая готовность к школе включает в себя личностную готовность, интеллектуальную го- товность и эмоционально-волевую готовность. Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает умения: воспринимать информацию и задавать по ней вопросы, принимать цель наблюдения и его осуществлять, систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений. С точки зрения Л. С. Выготского и Л. И. Бо- жович ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. При этом, рассматривая интеллектуальную готовность к школьному обучению, нуж- но сказать и о развитии специальных школьных знаний, умений и навыков. Л. Ф. Обухова пишет, что хотя ребенка еще в дошкольном возрасте учат читать, писать, считать, это не означает, что он готов к школьному обучению. Обобщая, можно сказать, что развитие интеллектуальной готовности к обу- чению в школе предполагает: дифференцированное восприятие; аналитиче- ское мышление (способность постижения основных признаков и связей меж- ду явлениями, способность воспроизвести образец); рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии); логическое запоминание; интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий; овладение на слух разговорной речью и способностью к пониманию и при- менению символов; развитие тонких движений руки и зрительно- двигательных координаций. Помимо вышеперечисленного к интеллектуаль- ной готовности часто относят также уровень развития познавательных про- цессов, особенности мышления (для старшего дошкольного возраста харак- терно наглядно-образное мышление) и кругозор. Для исследования интеллектуальной готовности к школе детей стар- шего дошкольного возраста использовалась диагностическая программа, включающая в себя следующие методики: методику исследования словес- но-логического мышления (Й. Йерасек), методику «Четвертый лишний» (Е. Л. Агаева), методику «Лабиринты» (Л. А. Венгер), методику «Последо- вательность событий» (А. Н. Бернштейн), тест Керна-Йерасека. В ходе проведения исследования интеллектуальной готовности к школьному обучению у старших дошкольников с нормой психического развития были получены следующие результаты. 1. По данным методики исследования словесно-логического мышле- ния (Й. Йерасек) у 17 % детей выявлен высокий уровень развития вербаль- ного мышления, 50 % испытуемых имеют средний уровень развития этого мышления, а для 33 % испытуемых характерен низкий уровень развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=