Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 9 Н. Г. Бондаренко Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого МОТИВАЦИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЕ-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА Аннотация. В статье рассмотрен статус мотивации в рамках системы образования. Уточнено понятие «мотивация» и выделены типы учеников в зависимости от мотивированной стратегии. Автором делается вывод о том, что мотивация может выступать инструментом развития знание-ориентированной личности школьника. Ключевые слова: мотивация, система образования, типы учеников, предметная стратегия. Мотивация школьников и концепция образования находятся в определен- ной взаимосвязи: нет качественной системы образования без эффективной моти- вации учащихся, как и нет хорошей мотивации учащихся без грамотно выстро- енной системы образования. Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Школа – это первая (ба- зовая) ступень в системе образования в целом, и от того, как школьник будет замотивирован на знание-ориентированную личность, исключительно зависит от профессорско-преподавательского состава и ученика. В зависимости от того, какой личностью выходит ученик из стен школы, обусловлен и его выбор в даль- нейшем: продолжить обучение или нет. А от его решения отчасти зависит и раз- витие системы образования. В рамках данной статьи рассмотрим статус мотивации в системе образования. На сегодняшний день центры образования, как правило, показывают свои сильные стороны, достижения, делая упор на своих замотивированных учеников. Такие обучающиеся принимают участия в различных олимпиадах, конкурсах, квестах, предметных играх. Посещают различные форумы. Теперь обратимся к толкованию значения слова мотивация. Мотивация – это совокупность внут- ренних (мотивы, потребности) и внешних (стимулы) движущих сил, побуждаю- щих человека к деятельности и придающих этой деятельности направленность, ориентацию на достижение определенных целей [1, с. 44]. Идея мотивации немаловажна, так как ученики, у которых есть стремление к обучению, к получению новых знаний, служат соревновательной прерогативой для любой учебной организации, поскольку результативность таких обучаю- щихся дает возможность учебным заведениям успешно двигаться вперед и до- стигать поставленных целей. Из выше изложенного можно сделать вывод, что мотивация – это нестан- дартный «стартер», дающий школьнику образовательного учреждения проявить себя во всех лучших качествах, или, наоборот, продемонстрировать полное без- различие. В любой деятельности, а значит и в процессе получения знаний и опыта, то есть обучения, мотивация должна выступать своеобразным рычагом. Её формирование для развития знание-ориентированной личности школьника

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=