Университет XXI века: научное измерение

Актуальные проблемы романо-германской филологии 77 Н. Е. Булаева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЗАЧИН КАК ЭЛЕМЕНТ ВЫДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АНГЛОЯЗЫЧНОМ ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основные особенности зачина совре- менных англоязычных рассказов. Начало текста является одним из элементов сильной пози- ции художественного произведения, которое погружает читателя в изображаемый автором мир. В статье определяется смысловая нагрузка зачина, рассматривается его основная функ- ция в коротком рассказе. Ключевые слова: художественный текст, сильная позиция текста, зачин, экспозиция, си- стема координат. В настоящей статье продолжается рассмотрение одного из ключевых элементов сильной позиции художественного текста, к которым также относится заглавие, эпиграф, пролог, окончание текста. О роли зачина и его особенностях, как важного элемента текста, написано немало работ. К примеру, авторы рассуждают об объеме зачина, ограничивая его протяженность лишь первым абзацем [1], либо связывая его протяженность со степенью раскрытия замысла писателем [2] и т. д. Соответственно, существуют и различные классификации зачинов, основанные на функциях, которые зачин выполняет в тексте. В любом случае, важно сказать об интродуктивной функции начала текста. Начало вводит систему координат, сигнализирует начало развития сюжета, определяет позицию автора, указывает на связь с другими элементами сильной позиции [3]. Рассмотрим некоторые особенности зачина и проанализируем его функции на материале современных коротких рассказов. В рамках настоящей статьи оста- новимся на четырех произведениях современных авторов. В рассказе британской писательницы Р. Сейфферт «Reach», повествующем о сложных взаимоотношениях матери и дочери, протяженность зачина установить не- сложно, здесь начало текста отделяется от последующего контекста графически, при помощи отступа. Зачин вводит важную информацию для читателя, главная героиня приходит в школу, где учится ее семилетняя дочь, и фраза, произнесенная учителем, звучит, как приговор: «She’s just not an easy child to reach…» [4, с.150]. Так, элемент заглавия повторяется в зачине, разъясняя его. Основная проблема, обсуждаемая в тексте, заявлена в начале произведения, которое является экспозицией в рассказе. Примечателен выбор видовременной формы для описания событий, настоящее про- стое. Читатель становится невольным свидетелем конфликта в семье, «погружается» в проблему, в рассказе сложно отделить авторское повествование от дискурса героев, а именно, от непроизнесенной, внутренней речи персонажей. Тем острее восприни- мается проблема, заявленная в начале рассказа. Рассматриваемый в произведении тип зачина является симультанным, согласно классификации В. А. Кухаренко, здесь начало текста совпадает с началом повествования о событиях [1].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=