Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 5 – подготовленность преодолевать психическое и физическое утомление, связанное с выполнением профессиональной деятельности: необходимость учи- теля постоянно контролировать процесс обучения, работать с разными возраст- ными группами (причем, переключение между возрастными группами может происходить многократно в течение одного рабочего дня), отвечать за жизнь и здоровье учеников; шум на занятиях (особенно на занятиях с младшими школь- никами), звуковой спектр которого характеризуется прерывистостью и высо- кими тонами; значительная нагрузка на речевой аппарат и голосовые связки. Анализ результатов анонимного анкетирования студентов 5 курса позволил выявить, что наибольшую недостаточность подготовленности они испытывали именно в психологической и физической подготовленности, особенно в прояв- лении выносливости и гибкости (рис. 1). Рис. 1. Результаты анкетирования студентов 5 курса факультета физической культуры (май 2024 г.) Действительно, занятия по спортивно-прикладным дисциплинам (гимна- стике, легкой атлетике, плаванию и лыжной подготовке) завершаются на млад- ших курсах. Дисциплина «Психология физического воспитания», изучаемая на 4-ом курсе в 7-ом семестре, имеет направленность формирования у студентов знаний и умений оказания педагогического воздействия на обучаемых, понима- ния психологических особенностей детей и возможности применения тех или иных методов воспитания, и в незначительной мере на формирование умений психологического самоконтроля и психологической разгрузки. В анкетах студенты выразили своё понимание недостаточной подготовлен- ности к нагрузке в практической деятельности на голосовой аппарат (рис. 2). И это объясняется незначительными требованиями к выполнению роли учителя студентами в учебном процессе: на практических занятиях по спортивным дис- циплинам проведение части урока или урока студенты и преподаватели боль- шее внимание уделяют методической подготовке, чем развитию «командного голоса».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=