Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 43 Тест До эксперимента После эксперимента Внутри Контр. Экспер. T Контр. Экспер. t t к t э 3 Настойчи- вость 18,34±1, 35 17,66±0, 94 0,4 16,11±1,2 3 19,6±1,1 8 2,04 1,2 2,1 4 Упорство 5,57±0,1 3 5.45±0.1 4 0,7 4,42±1,02 6,83±1,9 9 1,6 1,1 0,7 5 Смелость и самообла- дание 6,13±0,4 9 6,38±0,3 5 0,4 4,21 ±1,15 7,92±0,8 9 2,6 1,5 1,6 6 Решитель- ность 33,1±2,3 2 32,8±1,4 5 0,1 23,84±3,2 8 27,51±2, 4 0,9 2,3 1,9 Примечание: при t =2,09 (р < 0,05); при t=2,86 (р < 0,01); при t = 3,88 (р < 0,001). Внутри контрольной группы выявлено улучшение проявления решительно- сти при сравнении результатов тестирования до эксперимента и после него. Про- явление решительности оценивалось при преодолении учениками полосы пре- пятствий. Необходимость быстро и координированно выполнять заранее извест- ные действия, включенные в комплекс препятствий, способствует и требует про- явления быстрого и правильного решения: выбора последовательности и способа выполнения заданий в соответствии с уровнем своей подготовленности. По дру- гим показателям достоверных различий не выявлено, но положительная дина- мика в количественном выражении заметна. Это подтверждает роль физической культуры в формировании разносторонне развитого человека, воспитании его волевых качеств. В процессе анализа динамики показателей воспитания волевых качеств в экспериментальной группе определено улучшение на достоверном уровне по- казателей выдержки и настойчивости. Полагаем, это связано с систематическим использованием на уроках таких средств физического воспитания, выполнение которых требует максимального проявления терпения и нацеленности на дости- жение планируемого результата. Например, освоение конькового хода на уроках лыжной подготовки, преодоления легкоатлетической дистанции и т. п. Органи- зация занятий спортивными играм также способствовала воспитанию выдержки: контроля за своими высказываниями, действиями, необходимости соблюдать правила игры или договоренностей по правилам подвижных игр с элементами спортивных. Следует отметить, что по другим показателям получен довольно высокий уровень Т-критерия Стъюдента. Это говорит о том, что создаваемые нами педа- гогические условия и применяемые средства физической культуры, достаточно убедительно оказывают влияние на активизацию развития волевых качеств школьников 11–12 лет. Обращает на себя внимание результат тестирования упорства. На доэкспе- риментальном этапе и после него не выявлено различий. Это вполне соответ- ствует возрастным особенностям участников эксперимента: им свойственно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=