Университет XXI века: научное измерение

Педагогика и психология. Актуальные исследования 41 волевых качеств младших подростков можно придать более активный характер, если на уроках физической культуры будут созданы следующие педагогические условия: – создание для каждого ученика проблемной ситуации, – обеспечение активного взаимодействия школьников в процессе преодоле- ния создаваемых трудностей и препятствий на уроках. В специальной литературе многими авторами подчеркивается сложность оценивания и измерения проявления волевых качеств. В нашем исследовании мы, основываясь на анализе литературных источников (Е. П. Ильина, А. Ц. Пуни, Ю. Н. Шувалова и др.), сочли возможным использовать деятельностный подход, то есть оценивать динамику развития волевых качеств в процессе выполнения двигательных тестов, представленных в таблице 1. Таблица 1 Программа тестирования с дифференциацией по проявлению личностных качеств № Показатели Тесты Единицы измерений Лучший результат 1 Выдержка Планка до отказа с > 2 Целеустремленность Метание мяча в цель кол-во раз > 3 Настойчивость Прыжки через скамейку с > 4 Упорство Бег 1 км мин < 5 Смелость и самообладание Равновесие на высоком бревне с > 6 Решительность Полоса препятствий с < Воспитывать волевые качества – это значит создавать условия для их про- явления, то есть управлять деятельностью учащихся таким образом, чтобы ими осознавалась постановка цели, определялись задачи и направления деятельности для их решения с преодолением проблемных ситуаций и трудностей, оказывая при этом необходимую и достаточную помощь в преодолении этих трудностей и способствуя получению детьми чувства удовлетворения от того, что эти труд- ности преодолены [1]. Базой исследования послужило МБОУ «ЦО № 46» г. Тулы, в эксперименте приняли участие 5 «А» класс в количестве 19 человек (12 мальчиков, 7 девочек) – контрольная группа, 5 «Б» класс в количестве 21 человека (12 мальчиков и 9 де- вочек) – экспериментальная группа. Уроки физической культуры проводились 2 раза в неделю по 45 минут по программе В. И. Ляха, М. Я. Виленского «Физиче- ская культура. Примерные образовательные программы 5–9 классы» [2] В экспериментальной группе для более значимого педагогического воздей- ствия на развитие волевых качеств учащихся создавались педагогические усло- вия, сформулированные на основе анализа специальной литературы, консульта- ций с учителями физической культуры и личного опыта. Особое внимание мы

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=