Университет XXI века: научное измерение

«Университет XXI века: научное измерение» – 2024 40 О. Б. Серёгина, Л. В. Тарасенко, А. А. Бурмистрова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 11–12 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация. В статье представлен материал педагогического эксперимента, направлен- ного на определение эффективности применения педагогических условий и средств воспита- ния волевых качеств младших подростков на уроках физической культуры. Ключевые слова: волевые качества, физические качества, педагогические условия. Одним из направлений деятельности педагогов является воспитание волевых качеств учащихся. Вопросы воспитания волевых качеств рассматриваются в рабо- тах таких ученых как Б. Г. Ананьев, Е. П. Ильин, К. Н. Корнилов, Р. С. Немов, Б. М. Теплов, А. Ц. Пуни и др. В постоянно изменяющихся социально-экономических условиях неизбежно изменяются и условия организации воспитательного процесса, а следовательно, по-новому формулируются цели и задачи, подбираются средства и методы. В связи с этим, специалисты постоянно находятся в поиске наиболее эффектив- ных комплексов средств и методов педагогического воздействия для воспитания подрастающего поколения. В настоящее время мы можем наблюдать заметное увеличение проявлений недисциплинированного и девиантного поведения уча- щихся как в стенах школы, так и сложно управляемого поведения детей вне школы. Занятия физической культурой и спортом всегда воспринимались как важ- ные средства воспитания волевых качеств. Физическое воспитание школьников осуществляется, прежде всего, в процессе уроков физической культуры, как ос- новной формы учебно-воспитательного процесса. Большая ответственность за воспитание дисциплинированности, высоко- активной двигательной деятельности, но в рамках правил игр или соревнова- ний, приобретение умений выражать свои эмоции, соблюдая тактичность, чест- ность и т. п., лежит на учителях физической культуры. Это требует проявления педагогом терпения, знания возрастных особенностей развития и личностного становления детей. Наиболее значимым возрастным периодом для начала про- явления сознательно-активного отношения к организации двигательной дея- тельности, формирования понятийного аппарата и т. д., является возраст пере- хода из младшей школы в среднюю, возраст 10–12 лет. В связи с этим, особого внимания заслуживают методическое обеспечение процесса воспитания и раз- вития волевых качеств школьников на уроках физической культуры в совре- менных условиях. Проблемой исследования стало определение педагогических условий вос- питания волевых качеств младших подростков на уроках физической культуры. В основе гипотезы исследования было предположение о том, что воспитанию

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=